Протока Булак.
О протоке Булак говорится в строфах старинной студенческой песни: «Там, где тинный Булак со Казанкой-рекой, словно братец с сестрой обнимаются.
Булак (тат. Bolaq, Болак) — канал (ранее протока) от озера Нижний Кабан к Куйбышевскому водохранилищу (устьевой залив по реке Казанка) в Вахитовском районе Казани. Заканчивается около Казанского кремля, где проходит под Площадью Тысячелетия.
Название произошло от устаревшего татарского слова «болак», означающего «небольшая речка».
Длина открытой части 1565 м (с подземной частью более 2 км), ширина 32 м. В связи с сильным заилением и отделением от оз. Кабан и р. Казанки глубина от 0,2 до 1 м. Пролётами мостов разделяется на 6 участков. Общее направление с юго-востока на северо-запад. Берега канала наклонные, задернованы (крайние участки — с вертикальными бетонными стенами). Уровень воды непостоянный, регулируется.
Главная особенность Булака заключалась в том, что он относится к крайне редко встречающимся рекам с переменным течением. Вот как описывают очевидцы эту особенность.
В течение всего года Булак, как и положено, тек из Кабана в Казанку. (На это указывают и названия улиц Лево– и Право-Булачные). Но весной, в период половодья, уровень Казанки и Волги поднимался выше уровня Кабана, и Булак сначала останавливался, словно в нерешительности, а потом принимался течь в обратную сторону. При этом русло Булака переполнялось полой водой, а в годы высокого половодья вода выплескивалась на близлежащие улицы.
До создания Куйбышевского водохранилища уровень воды в Ближнем и Среднем Кабане держался летом на отметке 49,5 метра над уровнем моря. К концу зимы этот уровень нередко падал на несколько метров (до 45-46 м). Подъем же уровня Волги весной составлял 50-53 метра, в годы высокой воды достигал 56-метровой отметки. Поэтому весенняя вода неудержимо устремлялась в Булак, основательно промывала его от ила и грязи и шумным водопадом, образуя бурные водовороты, вливалась в Кабан. Это продолжалось 4-5 недель. Примерно в середине июня половодье спадало, и Булак вновь обретал прежнее направление.
Вдоль открытой части канала проходят улицы Право-Булачная и Лево-Булачная.
Через Булак было перекинуто семь деревянных мостов, которые связывали верхнюю дворянскую часть города со Старо-Татарской, Ямской, Мокрой слободами, а через последнюю – с Адмиралтейской слободой и волжскими пристанями.
Булачный (ул. Татарстан — ул. Пушкина) — ранее назывался Татарским мостом. Был расширен: в начале XX века, при устройстве дополнительных трамвайных путей; в 1980-х годах, в связи со строительством ТГАТ им. Г. Камала и площадки перед ним. После последнего расширения фактически объединён с плотиной, разделявшей Кабан и Булак[26]. Эта плотина имела свой пешеходный переход, с 1904 года её регулярно разбирали зимой и восстанавливали после разлива Кабана и Булака (с её помощью регулировался уровень воды в Кабане для предотвращения её сильного оттока летом в Казанку)[29].
Батуринский (ул. Парижской Коммуны — ул. Университетская) ранее именовался Сенным мостом. назывался “Сенный”, так как вёл к расположенному базару (Сенной базар) на улице Сенной.
Дегтяревский (ул. Г. Камала — ул. Астрономическая)
Романовский (ул. М. Межлаука — ул. К. Наджми) назывался раньше Варламовским мостом — соединяет улицы Кави Наджми (бывшую Поперечно-Воскресенскую) и Мартына Межлаука (бывшую Большую Варламовскую). Далее на этой же стороне Булака располагалось Казанское реальное училище (ныне Казанский Педагогический Университет), КФУ.
Лебедевский (ул. Т. Гиззата — ул. М. Джалиля) 1907 год. На Булаке завершается строительство первого в городе каменного моста – Лебедевского. Такое название он получил в честь городского головы Лебедева, который стал как инициатором возведения моста, так и его главным спонсором.
Дело в том, что первоначально строить мост начали на средства города, однако впоследствии оказалось, что стоимость работ существенно превышает первоначально запланированную сумму. В итоге Лебедев, как человек чести, решил достроить мост за собственные средства, вложив в него 20 000 рублей.
В результате город получил первую на Булаке надежную переправу, связавшую железнодорожный вокзал с центром города. В отличие от деревянных мостов, ей не были страшны весенние половодья.
Ложкинский (ул. Чернышевского) ранее носил название Кузнечного моста, Гостинодворского моста, Владимирского моста — соединяет отрезки улицы Чернышевского (бывшей Гостинодворской). Неподалёку от Ложкинского моста, построенного купцом Ложкиным, находилась Ложкинская богадельня – одна из самых старинных в городе. В начале XX века по деревянному мосту проходил трамвайный маршрут. В 1958 году мост сменён железобетонным[21].
На реке было два шлюза: один на устье, другой возле здания нынешнего педиститута (КФУ), которые регулировали нормальное движение по Булаку. С этой целью, через Булак был перекинут некогда подъемный мост (назывался он Жарковским, по именин построившего его купца) – для прохода в ночное время торговых судов к складам на берегах реки. Этот знаменитый в Казани мост, одна из ее достопримечательностей, сгорел во время большого пожара в 1815 году. Сейчас на этом месте находится площадь 1000-летия Казани (в прошлом Ярмарочная площадь) цирк и стадион.
Во времена Казанского ханства, по всей видимости, именно по Булаку проходила западная граница города. Протока, по всей видимости, служила элементом защиты посада, наравне с деревянной крепостной стеной.
Так было и в первое время после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. И лишь с 17-18 веков Булак и Забулачье (Кураишева слобода) навсегда вошли в черту города.
Вдоль Булака протянулись две улицы: Левобулачноя и Правобулачная, искони формировавшиеся как торговые, деловые. Это понятно: большая площадь под Кремлем, удобно связанная с Казанкой и Волгой, словно специально была предназначена для торжища. Здесь издревле проходили традиционные весенние ярмарки, приобретшие особый размах к середине XV века, когда Казань становится одним из крупнейших торговых центров Поволжья. Сюда приезжали купцы не только с Руси, но и из Средней Азии, Крыма, Кавказа, Ирана. Позже, когда главная ярмарка была перенесена в Макарьев, ярмарка Ташаяк на Булаке по-прежнему существовала. Здесь торговали посудой и фарфором, галантереей и мануфактурой, мехом, скотом, ремесленными изделиями.
А о том, что торговля — одна из традиционных функций обеих прибулачных улиц, можно сулить хотя бы по характеру их архитектуры. До сих пор, несмотря на позднейшие перестройки, можно различить в изобилии строившиеся здесь в прошлом торговые склады, всевозможные лавки.
Что касается транспортной доступности Булака, то в конце 19 века она была довольно неплохой. Протоку по мостам пересекали три из шести линий казанской конки (с 1899 – электрического трамвая).
Также набережные Булака облюбовали владельцы бань, которые нередко сливали нечистоты прямо в протоку, существенно ухудшая ее экологическое состояние.
Однако, помимо торговли и бань, с 19 века Булак становится одним из мест, где размещаются наиболее значимые образовательные учреждения города.
Сегодня в здании бывшей 2 мужской гимназии Казани располагается детская музыкальная школа №3 имени Рустема Яхина.
Во второй половине 19 века на Булаке появляется еще одно среднее учебное заведение – реальное училище. Оно было открыто в 1875 году, но собственным зданием на набережной обзавелось несколько позднее (в советские годы в этом здании разместился главный корпус Казанского педагогического института). (КФУ)
К 20-м годам ХIХ века Булак превратился в вонючую сточную канаву глубиной всего поларшина (30 см). Даже могучее весеннее половодье, которое раз в год прокатывалось по нему, было не в силах смыть многовековую грязь. Подпорные стенки, оставшиеся со времен Казанского ханства, сгнили и развалились, мосты либо разрушились, либо сгорели.
В 1829 -1830 годах городская дума наконец нашла средства на капитальную реконструкцию Булака по проекту известного казанского архитектора П.Пятницкого (одного из авторов комплекса зданий Казанского университета). Протоку основательно прочистили, углубили дно, спланировали и задернили откосы, выстроили новые мосты.
С этого времени Булак стал своего рода памятником ландшафтной архитектуры и одной из достопримечательностей города. Таким его видели Л. Толстой, Г. Тукай, М. Горький, М. Джалиль, Ф.Шаляпин и другие выдающиеся личности нашего города. Булак сделался ведущей градостроительной осью и просуществовал в таком виде полтора с лишним века.
1940-1950-е годы. Проводится комплексная реконструкция Булака, в ходе которой деревянные мосты были заменены пятью железобетонными.
Одновременно с этим ведется подготовка в созданию Куйбышевского водохранилища и подъему воды в Казанке и Волге.
В результате на набережной Казанки между Кировской дамбой и Кремлем возводится сплошная железобетонная защитная дамба, которая отсекла Булак от реки. А участок протоки возле Кремля был засыпан. С этого момента уровень воды в Булаке становится регулируемым и поддерживается насосами.
2010-е годы. В рамках подготовки ко Всемирной летней Универсиаде 2013 года и Чемпионату мира по футболу 2015 года на Булаке были проведены комплексные работы по благоустройству.
Многие исторические здания были отреставрированы, на набережных Булака высадили деревья и провели масштабные работы по очистке протоки.
Сегодня набережные Булака являются одной из главных туристических улиц города, которые, несмотря на обилие современных зданий, сохраняют очарование дореволюционной Казани.
А сам Булак гости Казани нередко сравнивают с каналами Санкт-Петербурга.
Мы предлагаем вам варианты проживания в разных районах нашего города, у нас есть квартиры, как от экономного сегмента, так и "Евро" варианты в центре нашего Города. Хотим обратить Ваше внимание, что мы сдаём свои квартиры, а не занимаемся подбором жилья, а соответственно не берём с Вас и не закладываем в стоимость дополнительные комиссии. По дополнительному запросу, обеспечиваем трансфер с аэропорта или вокзала Вашего прибытия. У нас вы можете заказать экскурсии , как по городу, так и за его пределами.
В отзывах на своем сайте мы можем написать все, что угодно, как у других расписать какие мы красивые и умные, но вместо этого хочу вас заверить, что обращаясь к нам, вы 100% можете быть уверены в, том, что по приезду в наш город, вам не придется искать жилье заново. Мы предлагаем вам только наши квартиры, а не занимаемся подбором квартир!
Все фотографии соответствуют действительности. Если квартира эконом сегмента мы не выставляем фотографии из люксовых квартир.