Ул. Баумана

Начиная маршрут от «Кольца» — метро «Тукая», вы окажетесь на площади, которая  названа именем классика татарской поэзии Габдуллы  Тукая. Это центральная площадь Казани. В древности на месте площади располагалась низина, в которой было озерцо, окружённое болотистой почвой. В XVI-XVII веках это была окраина Казани, но в XVIII веке это место вошло в черту города. Когда озеро Грузеево было засыпано, на образовавшейся обширной площадке возник рыбный базар. Площадь, как и проходящая через неё улица, поначалу называлась Рыбнорядской. После сооружения на площади рельсового кольца, на котором разворачивались трамваи, площадь получила своё до сих пор распространённое название – «Кольцо».

В сквере неподалеку – памятник татарскому поэту, установлен в 1958году. Скульптурная фигура в легком развороте, в руках раскрытая книга. На фронтальной грани высечена надпись «Габдулла Тукай. 1886-1913» (в кириллической и арабской графике).

С 2005 г. с площади Г. Тукая можно попасть на станцию метро, которая так и называется – «Площадь Тукая». Богатое оформление этой станции посвящено творчеству поэта. На путевых стенах размещено 22 мозаичных панно с иллюстрациями к его известным стихотворениям; каждое панно подписано по-татарски и по-русски. На одной из мозаик изображён  сам поэт.

Мы с вами стоим в самом начале, а вернее в самом конце улицы Баумана (потому что нумерация домов берет свое начало от Кремля), а  протяженность улицы около 1,5 км.

Первый интересный объект, который нас встречает – Городские часы.

Вот уже более 20-ти лет возле часов на улице Баумана происходят свидания влюблённых   и просто встречи: часы на бронзовом постаменте – удобный ориентир, заметный издалека. Автор бронзовых часов – зодчий Игорь Николаевич Башмаков, с его работами мы встретимся сегодня еще не раз.  Три колоритных циферблата, развёрнутые по разным сторонам света. На концах его стрелок можно увидеть солнце и полумесяц, это тоже имеет свое значение. Эти небесные светила будто бы гонятся друг за другом — день сменяется ночью, а ночь днем, а все это вместе бесконечный цикл, символизирующий быстротечность времени. На них отсутствуют цифры, но время обозначили числительными на татарском языке. А сами буквы – арабской вязью, в традициях ислама. Эту изящную каллиграфическую работу выполнил художник-каллиграф  Наджип Наккаш. Он также сам выбрал и вписал по диаметрам циферблатов строки из стихотворений татарского поэта  Г.Тукая. Цитаты, что мы видим на окружностях часов, тоже на татарском языке. Это строчки из произведений  «Пара лошадей», «Маленький музыкант» и «Фатима и соловей». В них запечетлена  поэтическая красота казанской утренней молитвы, озорной музыки флейтиста, встречи отца-соловья с его детьми.

Сразу за часами сооружён фонтан.

Фонтан открыт в 1998 году, автор — Игорь Николаевич Башмаков. Многие думают, что это русалка. На   самом деле это Су Анасы. Существует легенда о дочери Казанского хана Мухамеда Амина Гаушаркад.  Необыкновенно красивая и умная, она предсказала падение ханства. Не желая сдаваться на милость врагам, девушка бросилась в озеро Кабан и превратилась в Су анасы – водяную. С тоской бродит она по ночам по берегу, мстя горожанам за то, что те не прекратили распри и раздоры.  Габдулла Тукай пересказал народное предание в детской сказке «Су анасы». Представил ее в образе страшной старухи с длинными седыми волосами и золотым гребнем,  которая ловит неосторожных и затаскивает их на дно реки.  Легенда и героиня стихотворения Габдуллы Тукая нашла свое воплощение в виде достопримечательности на центральной пешеходной улице Баумана — фонтана «Су анасы» (водяная мать — дух воды, существо женского пола). Таким образом, в скульптуре соединились древняя легенда и более современная сказка. У фонтана имеется свое поверье: проходя мимо, нужно кинуть в воду монетку, чтобы умилостивить мифический персонаж и спастись от гнева.

(ул.Баумана, 51) Фонтан расположен перед зданием ГУМа – здание-ребус.

Когда вы подходите к нему, видите 3-этажный фасад. Но если зайдете внутрь, то обнаружите, что в нем 5 этажей. И «лишние» 2 – вовсе не подземные. Просто здание занимает полквартала, и верхние этажи находятся в глубине его. Поэтому, когда стоишь снаружи, их просто не видно.

Мы подошли к пересечению улиц Баумана и Университетской.

(ул. Баумана, 49)  Старо Проломная аптека.

Двухэтажное здание с округленным углом. На углу вход на опущенный 1 этаж, ажурный балкон с гербом, знак того, что здесь продается продукция высокого качества.   2 этажа и затейливый каменный фронтон с часами и круглыми окошками. Общий стиль постройки – эклектика с элементами зарождающегося модерна. В 1867 году Иоганн Бренинг открыл в Казани «шестую вольную аптеку». С этого времени и началась история аптеки.

С 1908 года семейное дело продолжил младший сын Арнольд Иванович Бренинг. Арнольд  к своим четырем языкам выучил пятый – татарский, чтобы лучше обслуживать татаро-язычное население. Примечательно, что более 150 лет здание не меняло своего предназначения – здесь всегда была аптека. Менялись только хозяева и эпохи.   Но чаще Арнольда Ивановича вспоминают по другому поводу. Он был замечательным фотографом-любителем: его снимки известны любителям истории и краеведам Казани. На фотографиях он запечатлел для истории значимые для республики события, здания, храмы, людей, природу. Он был одним из первых фотографов, кто начал экспериментировать с цветной фотографией.

     На противоположной стороне (ул. Баумана, 80/7) Доходный дом Смоленцева.

Угловое трехэтажное здание, имеет скошенный угол со входом на первый этаж. Стены богато декорированы. Характерный образец доходного купеческого дома конца 19 века.

Первым владельцем дома был купец Зиганши Усманов. В особняке располагались «Северные номера». Потом купец разорился, и здание перешло к новым владельцам, которые его перестроили в 1899 году и открыли на первом этаже чайный магазин. Сто лет назад здесь торговали лучшим в Казани чаем, который специально привозили из Китая. И немного о чайной торговле в Казани, раз уж мы упомянули чайный магазин, просуществовавший на углу Баумана и Университетской сто лет. Казань издавна была одним из самых значительных центров чайной торговли. Когда-то именно через Казань шли караваны с чаем из пограничной с Китаем Кяхты  и многие купеческие фамилии сделали свои состояния на торговле чаем.

Великий татарский поэт Габдулла Тукай питал особую любовь к чаепитию. Более того, он посвятил любимому напитку большое стихотворение.

Вечер. Затемно всегда

    Затихает шум и гам,

    От нелегкого труда

    Все уходят по домам.

    Солнце к западу спешит:

    Если жизни ты не рад —

    Есть лекарство для души:

    Чая чудный аромат!

 

За перекрестком с Университетской улицей справа расположен Шаляпин палас-отель, а перед ним памятник великому уроженцу Казани Федору Ивановичу Шаляпину.

Памятник был заложен в 1998 году по проекту скульптора Андрея Балашова. Он находится неподалеку от Богоявленского собора, в котором был крещен знаменитый певец в 1873 году.   Подросший Федор пел в церковном хоре Богоявленской церкви.

Известный русский певец тесно связан с Казанью. Именно тут он родился. Став знаменитым артистом, неоднократно возвращался в свой родной город. В 1890 году он уезжает из Казани в Уфу, чтобы вскоре после этого оказаться на главных театральных площадках России и мира.

     Казанская газета «Копейка» за 1912 год поместила небольшую статью «Первый концерт Шаляпина в Казани» В ней приводится такой рассказ артиста о себе:

       — На заре юности я приехал в Казань из Баку, где пел в малороссийской труппе. Голос был порядочный. Был кое-какой репертуарчикИ вот встречаю друга юности — татарина Хайруллу. Смышленный был парень, оборотистый… Когда в Казань приезжали знаменитости, билеты покупал, хорошо наживался…

— Понимаешь, Шаляпин, — сказал он однажды, — деньги будут и тебе. У тебя сильный голос: кричишь как пароходный труба. А приятно поёшь. Давай концерт устроим.

       На другой день Хайрулла взял какой-то зал, были отпечатаны афиши. Я чувствовал себя знаменитостью. Меня окружал своими заботами мой «первый импрессарио» Хайрулла. Никогда я не обедал с таким аппетитом, никогда потом меня не трогали так заботливости и внимание моих «импрессарио».

       Концерт прошёл блестяще.  Хайрулла делает какие-то вычисления. Подмигивает мне своими хитрыми глазками. 

… Долго я не могу уснуть. В окно жалких «номеров» тонкой полоской льётся предутренний рассвет. Я благославляю день моего концерта, давший мне чистый сбор в…84 копейки».

На улице Баумана стоит памятник Шаляпину, который прощается с Россией, он уехал в 1922 году после прихода к власти большевиков, умер в 1938-м в Париже в возрасте 65 лет.

Визитной карточкой улицы Баумана является колокольня церкви Богоявления. Она была простроена на средства купца Ивана Кривоносова. К моменту своей смерти, случившейся к концу 19 столетия, он составил завещание, оставив 35 тыс. на нужды храма.     Архитекторы: Генрих Руш, а непосредственно работами руководил архитектор М.Михайлов. Колокольня возводилась с 1893 по 1897 годы.

А в 1902 году на втором этаже первого ярусе появился еще один храм Богоявленского комплекса – однопрестольная церковь Иоанна Предтечи.

Архитектурный стиль доминанты центральной пешеходной улицы – Богоявленской Колокольни – является древнерусским. Примечательным является и высота многоярусной колокольни (около 70 метров) и ее декор, выполненный разнообразными приемами кирпичных кладок.

С 2016 года туристы и жители Казани имеют возможность подняться на оборудованную смотровую площадку Колокольни, чтобы полюбоваться окружающими видами исторического центра Казани.

В 30-годы ХХ столетия колокольню хотели уничтожить в первую очередь. Но, по всем расчетам, при взрыве она должна была бы упасть как столб, раздавив соседние дома. Поэтому и была сохранена. В 1996 году церковь была возвращена верующим.

Если есть колокольня, то должен быть и собор. За колокольней спрятан тот самый Богоявленский собор (ул. Баумана, 78). По внешнему виду у собора и колокольни нет  абсолютно ничего общего: тяжелый, приземистый, практически без украшений, с беленными каменными стенами собор и тонкая, высокая, красного кирпича, вся резная колокольня. Объясняется это тем, что  колокольня выстроена намного позже (собор в 1741г., а колокольня через 150 лет), когда полностью изменился господствующий архитектурный стиль. Это тот редкий случай, когда колокольня стала  известнее самого собора.

Но вернемся к собору. Ее история уходит в эпоху Казанского ханства, когда здесь еще была Ногайская дорога. В 1552 году, при взятии Казани Иваном Грозным,  в осадном бою была пробита южная стена города восточнее Нижних Ногайских ворот. В нем были устроены новые городские ворота под названием «Проломные». Это и повлияло на название самой улицы. Теперь ее стали называть сначала Проломной, а в последующим Большой Проломной.   В середине 17 века на месте этих ворот поставили деревянную церковь. А через 100 лет Богоявленская церковь возводится из камня. Створ Проломной сдвинулся к востоку, а сама Богоявленская церковь оказалась отвернувшейся от улицы. Церковь была выстроена на средства фабриканта Михляева И. А., производство которого сформировало Суконную слободу, и купца Чернова С. А., магазины которого были одними из крупных на Проломной улице.

Сегодня Баумана всем известна, как главная пешеходная улица. Но пешеходной она стала лишь в 1986 года.

Между домом Гагаева (ул.Баумана, 45) и Богоявленской колокольней еще один фонтан с бронзовыми голубями. Скульптурную группу удачно дополняют живые голуби, которые облюбовали это место. (скульптор А. Миннулина).

А мы идем дальше. Перед нами огромное здание с мощным входом-порталом, чугунными воротами и забором. (ул.Баумана, 37) Национальный банк республики Татарстан.

В 1911 году в Петербурге принимается решение о постройке нового здания Казанского отделения Госбанка. Городские власти выделили место под строительство на одной из центральных магистралей — на торгово-деловой улице Большой Проломной. На месте будущего здания находился двухэтажный кирпичный дом, где в 30-х годах XIX века размещалась вторая мужская гимназия, а в 1846-1856 гг. здесь провел последнее десятилетие свой жизни великий русский ученый-математик Н.И.Лобачевский.

Здание построено 1914-1915г. Архитекторы  А.Г. Сапунов, В.А. Трифонов, Ф.П. Гаврилов. Здание двухэтажное с цокольным этажом. Неоклассицизм периода эклектики. Было закуплено прекрасное, на уровне мировых стандартов того времени банковское оборудование, помещения защищены сигнализацией, установлены современные средства связи.

В 1996 году здание реконструировалось, тогда же было построено правое крыло.

В 1917-1918 здесь хранилась часть золотого запаса России. Десятым управляющим был статский советник Марьин. Именно во время его руководства произошла революция. П. А. Марьин, заявивший о своей лояльности к советской власти, стал настоящим героем, спасая золотой запас страны, который хранился в подвалах Казанского банка. Инвалид, у него не было ноги, он не бросил доверенные ему ценности, когда их захватили белочехи, и сопровождал «золотой эшелон» в его долгом и опасном пути по тылам гражданской войны — через всю Сибирь. 3 мая 1920 года золото в 13 вагонах (346 тонн) вернулось в Казань.

А мы продолжаем двигаться дальше.

Большой комплекс домов (ул.Баумана 66, 68, 70) в стиле классицизма, относящийся к первой половине 19 века, был известен как купеческие особняки семейства Каретниковых. Семейство Каретниковых принадлежало к старообрядческой общине Казани, и в одном из своих особняков они обустроили тайное помещение для молитв. Позднее дом 68 перешел в собственность гласного городской Думы Гайнутдина Мукминова. Первый этаж он оборудовал под мануфактурный магазин, а в надстроенном в 1911 году втором этаже 68-ого дома расположил Гостиницу «Бристоль». После революции мукминовский магазин еще долго функционировал, как популярный советский магазин «Ткани». Сегодня (с 2019 года) здесь функционирует новая небольшая гостиница «Каганат».

(ул.Баумана, 70) возведено по проекту П. Аникина в 1966 году. В начале 20 столетия дом перешел во владение Е. Остермана. В его магазине электрических товаров еще в 1914 году продавалась осветительная аппаратура, пылесосы, кофеварки, электрополотеры.

На противоположной стороне (ул. Баумана д.35) дом, построенный в начале 70-х годов 19 века – бывший особняк старообрядца Ивана Оконишникова с сыновьями, владельцев известного в городе торгового дома.

Крупнейшими хлеботорговцами второй половины XIX века была купеческая династия Оконишниковых. Самыми близкими помощниками И.П. Оконишникова стали его сыновья — Михаил (1853—1919) и Константин (1855—после 1920). В 1895 году  построили собственную крупчато-вальцовую мельницу в Печищах Свияжского уезда Казанской губернии, оборудованную по последнему слову техники. Перемалывая 1 700 000 пудов зерна в год, мельница считалась одной из самых крупных в регионе.

Оконишниковы являлись одними из ревностных приверженцев староверия. В собственном доме на Большой Проломной улице содержали молельню. В начале 20 века в России сложилась уникальная ситуация – более половины российского капитала, а если быть точнее, то 64 %, находилось в руках представителей старообрядчества. Более двух третей миллионеров предпринимателей в России приходилось на них же.

Почему ситуация уникальна – до 1905 года их официально преследовали за их веру. Более того, их причисляли к злейшим врагам государства и общества. Но в указанном году в отношении государства к старообрядцам произошли коренные изменения – им разрешили строить новые и ремонтировать старые молельные дома, устраивать скиты и монастыри официально. Считается, что с этого года началось так называемое «золотое десятилетие» старообрядчества.

Многовековое преследование последователей старой веры привело к тому, что последние научились максимально эффективно использовать небольшие ресурсы, что находились у них в распоряжении. Да и в способах выживания проявить максимум изобретательности. Основной социальной структуры их общества являлась община. Именно внутри нее выносились все решения, касающиеся жизни, как самой общины, так и конкретно каждого члена. Кроме этого именно от общины ее члены получали всю возможную помощь.

Еще одной особенностью старообрядческого купечества и промышленников было то, что они верили друг другу на слова, без заключения письменных договоров. Это, по словам специалистов, является отголоском тех времен, когда они были гонимы со всех мест. И при необходимости быстрой смены места жительства времени на сбор бумаг могло просто не хватить. Но не стоит думать, что без письменных договоров их можно было, говоря современным языком, наколоть. Нарушившего свое слово купца ожидало отторжение общества, и никакие его деньги не могли здесь ничего сделать. С ним просто переставали иметь дело, он становился изгоем. Что в условиях гонений со стороны государства грозило нешуточными проблемами.

Проходим к следующему перекрестку улицы Баумана и улицы Астрономической.

(ул.Баумана. 31)  здание которого было построено в 1969 году по проекту архитектора Мунира Агишева. Ранее здесь были большие торговые лавки имама Шамиля (сына того Шамиля) и ресторанчик «Яр», позднее – «Шантеклер». Сейчас – ресторан «Дом Татарской Кулинарии», сюда привозят практически все официальных гостей Казани. Ценовой уровень заведения соответствующий. Напротив скромный Дом чая (ул. Баумана, 64). Дом чая часто посещают и туристы, и сами казанцы, чтобы попробовать национальные татарские блюда.

Умение принять гостя у татар всегда возводилось в ранг искусства — чай и угощения к нему стали ключевыми атрибутами гостеприимства, которое на Востоке всегда считалось одной из главных добродетелей.

Чаепитие — это важное социальное событие в жизни татарского народа. Гостей встречали неизменной чашкой чая и сопутствующими яствами, независимо от времени суток и значимости гостя. «Уважить гостя» значило напоить чаем.

К чаю предлагаются сытные блюда татарской кухни: нежные кыстыбый с картофельным пюре или пшенной кашей, эчпочмаки (треугольник) сытные печеные пирожки из мяса и картошки, перемячи с мясом. Безусловным лидером сладкой выпечки является губадия – круглый пирог с высокой многослойной начинкой, в нижнем слое которого всегда бывает вкусный корт – красный сушеный творог, пропитанный сливочным маслом.

Гордость татарской национальной кухни — чак-чак (в переводе с татарского чуть-чуть). Еще сто лет обжаренные шарики из теста, слепленные медом считались роскошным свадебным угощением. Их подавали молодым – невесте и жениху, а также их гостям. Сегодня чак-чак – это лакомство к чаю и визитная карточка республики. В Казани его неизменно подают высоким гостям, которые сходят с трапа самолета или на перрон вокзала.

(ул.Баумана,62) — Дом В.Е. Соломина-В.Б. Смолина. Построен в 1857 году. Название получил по имени основных владельцев здания — директора Казанского общественного банка, купца 2-й гильдии В.Е. Соломина и В.Б. Смолина. В 1861 году в здании В.Е. Соломин открывает пряничное производство, которое в 1874 году было значительно расширено и превратилось в крупнейшее в Казани. В 1873 году архитектором В.П. Александровым здание было перестроено и включило домовладение по нынешней улице Астрономической. Потом здесь располагались магазины Остермана и синематограф «Урания» (1908 год). В 1913 году архитектором Федором Романовичем (Фердинанд Юлиус Адольф Фридрихом) Амлонгом, имевшем в здании свою строительную контору «Современное зодчество», был создан театр миниатюр «Chat noir» («Чёрная кошка»).  В  2001 г. сюда был переведён Дом работников образования (Дом учителя), находившийся ранее в здании Синагоги на Профсоюзной улице.

(ул. Баумана, 29) — дом постройки начала XIX века принадлежал последовательно трем немецким семьям. Первый владелец дома – немец Фохт – торговал в нем немецкими винами. При нем здесь был устроен рейнский погребок, вошедший в историю казанского студенчества, – именно здесь оно «упивалось и безобразничало№. Затем дом перешел к купцу Решу, от него – к третьей немецкой семье – пивоварам Петцольдам. Они известны еще и родством с Шаляпиным. От Петцольдов дом перешел к Михаилу Горзину – булочному и кондитерскому магнату Казани.

26 июня 2013 года в доме Петцольда открылся новый музей Константина Васильева. Более пятидесяти картин музею передала сестра художника, Валентина Васильева. Геннадий Пронин, друг К. Васильева, основатель и директор музея, в честь открытия подарил городу принадлежащие ему сорок картин Васильева.

Творческое наследие художника Константина Алексеевича Васильева (1942-1976) насчитывает более 400 произведений живописи и графики. Картины художника  Васильева невозможно спутать с картинами других художников — настолько оригинальны они по стилевой манере.

Известность Константину Васильеву как советскому художнику принесли в наибольшей степени работы, написанные на сюжеты из русской мифологии, древних сказов и преданий. Герои художника — это и персонажи старинных легенд, такие как  Илья Муромец  и языческие божества, и сакральные животные, мудрые старцы и люди из народа. Советская тематика в творчестве Васильева также представлена достаточно широко — в частности, картины о Великой Отечественной войне. Художник работал в разных жанрах, и в музее можно увидеть не только живопись: портреты и пейзажи, — но и графику.

Среди наиболее выдающихся картин — «Ожидание», «Вотан — верховный бог древних скандинавов», «Старик с филином», «Жница».

Здание напротив (ул. Баумана, 60) – построен в середине 19 века, владели им купеческие семейства Золиных и Ульяновых, затем Красниковы.

Долгое время там размещался «Антикварный книжный магазин». Затем в здании устроили синематограф «Аполло», позже «Электра». Затем старорежимное название «Электра» ( в греческой мифологии это дочь Океана) сменилось на соответствующее духу индустриализации «Электро». Название это благополучно продержалось до 1950 года, после чего в течение 58 лет кинотеатр просуществовал под названием «Татарстан».

Левая сторона ул. Баумана от Астрономической и до следующего перекрестка – сплошные кафе. Выбирай на любой вкус.

(ул.Баумана, 58) — дом К.Г. Григорьева. Был построен в первой половине XIX века, в стиле позднего классицизма, памятник архитектуры. После революции в этом доме размещался ювелирный магазин. Знаменитое ограбление магазина в 1950 году вошло в учебник криминалистики.  Из съемной квартиры этого дома сделали подкоп к торговой точке. Первый этаж утратил свой исторический фасад, заменен сплошной витриной с парадным входом в кафе «Сказка». Первое семейное кафе Казани. Работает с 1970 года.

Перед кафе — Фонтан «Лягушки» композиция с 4 лягушками. Дети обожают забираться на них верхом и мочить руки в струях воды, бьющих изо рта лягушек. В 50-х годах ХХ века в Парке культуры и отдыха работал любимый фонтан горожан – фонтан с лягушками. Но со временем он ветшал, затем перестал работать, и его снесли. И к тысячелетию Казани было принято решение сделать копию того фонтана, изменив лишь материалы. Автором скульптур  стал уже известный нам И.Н. Башмаков.

Мы подошли к пересечению с улицей Кави Наджми. Сразу за ним установлен знак – «Географический центр Казани», выполнен в виде стилизованного компаса. По замыслу авторов, установивших стилизованный компас на пешеходной улице Баумана, Казань — центр мироздания. Компас показывает расстояние до других городов планеты — Лондона, Москвы, Мекки, Токио; и даже до Северного полюса. Сами казанцы называют монумент «Пуп» и любят назначать здесь встречи, а приезжие — фотографироваться. Кстати, существует примета: если потереть верхушку пирамиды, то исполнится любое желание.

В 2003 г. улица Баумана в Казани пополнилась еще одной, небольшой, но яркой достопримечательностью – Аллеей татарских звезд. Аналогичные Аллеи славы есть в Лос-Анжелесе, Лодзи, Гонконге, Лондоне.

Инициатором появления Аллеи стал популярный в республике исполнитель татарского народного фольклора Салават Фатхутдинов. Первыми «загорелись» звезды корифеев татарской эстрады, Ильхама Шакирова и Альфии Авзаловой. Получить право быть увековеченным на Аллее звезд в Казани непросто, для этого мало быть известным исполнителем; нужно пользоваться популярностью у народа на протяжение нескольких десятилетий.

Аллея сделана по голливудскому принципу: плиты из гранита насыщенного красного цвета вмонтированы в булыжную мостовую пешеходной зоны. На каждой из них находится латунная звезда с именем заслуженного деятеля искусства. Рядом изображен знак, указывающий на принадлежность к той или иной отрасли культуры, например, актерская маска или скрипичный ключ.

(ул.Баумана, 52) — доходный дом построен в первой половине XIX века купцом Кондратием Ермолаевичем Подуруевым. Во второй половине этого же века крестьянин Е. Г. Воронков построил второй этаж. В 1913-1915 годах А. В. Калугин возвел третий этаж и расширил дом до улицы Наджми.

Дом построен в стиле «модерн». Крылья уличных фасадов строения отмечены мощными ризалитами с парадными входами, повышенными карнизами и аттиками. Стены первого этажа — с крупной рустовкой, большими витринными проемами. Второй и третий этажи объединены стилизованными пилястрами в простенках между ризалитами. Панели между проемами заполнены кафельной облицовкой в сочетании с лепниной в модерновом стиле «удар бича» (орнамент в виде многократно изогнутой линии). На боковом фасаде — оконный проем на всю высоту здания. В здании располагался горком комсомола, затем ТУМ (татарский универсальный магазин) – позже ЦУМ. Сейчас в этом доме открыт дом французской моды «Д Эль».

На углу Поперечно-Вознесенской (Кави Наджми) и Большой Проломной (Баумана) — там, где сегодня массивная арка Дома печати, когда-то шумела огромная Хлебная площадь. Хлебный базар в Казани – это торговые ряды, построенные в конце XVIII века. Сегодня сохранилась лишь часть сооружений, обрамлявших когда-то Хлебную площадь между нынешними улицами Баумана и Профсоюзной.  Торговые ряды строились по проекту казанского губернского архитектора Василия Ивановича Кафтырева. Сначала основным товаром здесь были зерно и мука, но со временем появились и галантерейные магазины, и многочисленные трактиры. Здесь же была конечная станция барабусов, которая так и называлась — «Хлебный базар». Барабус — единственный в своем роде зимний вид казанского транспорта, существовавший в Казани во второй половине XIX — начале XX века, когда это импровизированное общедоступное такси было вытеснено трамваем. Его название происходит от татарского слова «барабыз», что в буквальном переводе означает «поедем». Транспорт представлял собой сани-розвальни, поперек которых был положен мягкий тюфяк, набитый сеном или соломой. Поскольку барабусы возили пассажиров за гроши, они были популярны в самых бедных слоях общества.      Устройство на Большой Проломной улице линии конной железной дороги сильно пошатнуло финансовое положение возчиков барабусов, а трамвай и вовсе прекратил их бизнес — в 1903 году станция барабусов на Хлебной площади перестала действовать.

     (ул. Баумана, 19) В 1933 году на территории бывшей Хлебной площади решено было построить Дом печати. Зачем был нужен «Дом печати»?

Рубеж 20-х и 30-х годов был временем первой пятилетки, пятилетки индустриализации и коллективизации, временем огромного рывка во всех сторонах жизни. Основные полиграфические мощности России  были сосредоточены в нескольких городах и Казань входила в их число. Особенностью казанских типографий было наличие разнообразных арабских шрифтов для издания книг и периодики, на языках, пользовавшихся арабской графикой.

    В первые же послереволюционные годы резко возросла потребность в печатных материалах: от агитационно-пропагандистских до серьезных научных. Усиленная ликвидация неграмотности и резкий рост сети образовательных учреждений разного уровня привел к «книжному голоду» — катастрофически не хватало учебников. Типографии Казани размещались в неприспособленных местах: в бывшем магазине, в бывших присутственных местах и даже в полуподвале чуть ли не времен казанских ханов. Новое полиграфическое оборудование Казани не давали, потому что знали, что его просто негде установить. Было принято решение – строить единый комплекс, в котором разместились бы редакции всех главных изданий Татарской Автономной Республики, а также местное издательство и полиграфкомбинат.

 

Он сооружался с 1933 по 1935 год по конкурсному проекту архитектора Семена Пэна в стиле конструктивизма. Две известных постройки архитектора, осуществленных до постройки казанского Дома печати – клуб типографии «Красный пролетарий в Москве и Дом печати в Баку.

Асимметричное сооружение, состоящее из разновысотных объемов, композиционной осью главного фасада является вертикальный, полукруглый в плане выступ на пересечении улиц Баумана и Кави Наджми. По задумке архитектора, с этой точки обзора центральная часть здания должна напоминать раскрытую книгу.

Здание Дома печати  совершенно чужеродное всей остальной улице. Но история есть история.

Интересный факт: Во время реконструкции Дома печати в 2012 году в подвале здания была найдена коллекция зубов и костей млекопитающих ледникового периода (нижняя челюсть мамонтёнка, череп лошади Стенона, череп и кости шерстистого носорога). Коллекция была передана Геологическому музею им. Штукенберга Казанского университета.

     (ул. Баумана, 48)      Профессиональный русский театр в Казани появился в 1791 году, одним из первых в России, и очень скоро стал престижной российской сценой. В 1836 году в Казани появляется М.С.Щепкин, который ставит здесь «Ревизора» и сам играет в этом спектакле роль Городничего. Гастроли  П.С. Мочалова, В.И. Живокини, А.Е. Мартынова, которого в роли Хлестакова видел в Казани Л.Н. Толстой, учившийся в то время в Казанском университете, закрепили на казанской сцене принципы реалистического искусства.  Казанский театр уже в те годы начинает сравниваться по своему уровню с Петербургским и Московским императорскими театрами.

На его сцене состоялся дебют Федора Шаляпина, Василия Качалова. Сегодня «Классический» театр в Казани представлен Казанским академическим русским большим драматическим театром им. В. И. Качалова.

Здание театра  возведено в 1833 году. Постепенно скромное двухэтажное здание путем трех последовательных перестроек превратилось в довольно солидный дом Меркулова. В 1906 году после очередной реконструкции здесь был открыт синематограф «Патэ». В 1913-1914 годах здание в очередной раз перестраивается. Владелец кинотеатра Гирш Мордухович (он же Григорий Абрамович) Розенберг  приспосабливает зал не только для демонстрации фильмов, но и для постановок драм и оперет.

В 1919 году после пожара, уничтожившего старый городской театр, драматическая труппа переехала в здание на ул. Б. Проломной. В полемике и спорах рождалось искусство нового времени. Гастроли театра в Москве и Ленинграде в 1939, 1949, 1952, 1957 гг. закрепили за Казанским театром славу одного из сильнейших художественных коллективов страны.

В 1948 году театру было присвоено имя народного артиста СССР Василия Ивановича Качалова, начинавшего здесь фактически свой творческий путь.

Если считать по времени пребывания Качалова в Казани, то он прожил здесь в общей сложности всего лишь одиннадцать месяцев – с 1897 года  по 1900 годы,  но так случилось, что он надолго, может быть, навсегда оставил здесь своё имя, а следовательно и память о себе. Хотя, опять-таки, на сцене этого театра Качалов никогда не выступал, поскольку и театра этого в то время ещё не существовало даже в проекте. Театр же, в котором служил Качалов, располагался тогда на площади как раз против нынешнего Большого концертного зала, на месте существующего теперь скверика, и выходил фасадом к Державинскому саду, на месте которого теперь возвышается театр оперы и балета.

 

18 октября 2005 года в фойе — атриуме театра был открыт памятник В. И. Качалову (скульптор А.Миннуллина), единственный на сегодняшний день памятник великому артисту.

Сегодня театр продолжает следовать традициям русского театра, стремясь «говорить правду со сцены, какой бы горькой она не была», добиваться доверительного диалога со зрителем, вкладывать в каждую роль, в каждый спектакль «боль собственного сердца», размышлять «о доброте и нетерпимости, о вере и безверии, о ненависти и любви», прежде всего любви к человеку, ближнему своему, — так определил задачи театра его главный режиссер, народный артист России, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая Александр Славутский. В репертуаре театра 36 спектаклей. Двадцать восемь спектаклей (из них пять детских) — на Основной сцене. Десять спектаклей в репертуаре открытой в 2012 году уникальной Малой сцены.

В последние годы театр неоднократно принимал участие в российских и международных фестивалях.

Между Качаловским театром и Домом печати посредине улицы стоит чугунная карета. Это память о посещении Казани Екатериной II в 1767 году. Тогда польщенные визитом городские власти в качестве подарка преподнесли императрице роскошный позолоченный экипаж, обтянутый изнутри бордовым бархатом. Согласно легенде, карету заказывали во Франции, и она считалась передовым на то время средством передвижения, благодаря ременной подвеске, которая смягчала качку на ухабистых дорогах. Размеры кареты весьма внушительные для того времени. Кучер сидел на высоте почти 2 метров. Карета была запряжена 8 лошадьми. На запятках стояли 2 лакея.

     Из письма Екатерины II Никите  Ивановичу  Панину (глава русской внешней политики в первой половине правления Екатерины II.) от 27 мая 1767 года. «Здесь народ по всей Волге богат и весьма сыт, и хотя цены везде высокие, но все хлеб едят, и никто не жалуется и нужду не терпит». «Сей город, — говорит Императрица про Казань в другом письме своем, — бесспорно первый в России после Москвы, а Тверь — лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства».

 

Посидите в карете, почувствуйте себя важной персоной 18 века. Растроганная радушной встречей царица при отъезде передарила карету казанскому архиепископу Вениамину. Спустя столетие экипаж был передан городской думе. Сегодня оригинальную карету можно увидеть в Национальном  музее Казани, а на брусчатой площадке возле театра находится ее искусно сделанная копия. Автор И. Башмаков.

Подходим к перекрестку улицы Баумана и М. Джалиля.

     (ул. Баумана, 13) Долгое время в этом здании располагался магазин «Подарки». До революции в этом строении 1871 года постройки размещалась Купеческая биржа, где собирались городские купцы- торговцы хлебом, тканями, лесом. Купеческая биржа задавала тон всей улице как центру предпринимательства и торговли. Этот дом, облицованный керамогранитом и сверкающий зеркальными витринами, гости города (да и многие горожане) обычно принимают за «новодел», которому можно дать от силы лет 10—15. А между тем это строение имеет богатейшую многовековую историю…

Кстати, интересный факт: этот дом — «рекордсмен по количеству перестроек среди казанских зданий»: в течение двух столетий он перестраивался не менее восьми раз (в 1874, 1913, 1940, 1963, 1977, 1997, 2005 и 2013 годах), неизменно сохраняя при этом свою основную функцию — торгового объекта.

Напротив Казанский кинотеатр “Родина”, располагавшийся в доме (ул. Баумана,44) считается одной из старейших зрительских площадок в нашей республике. Точнее, считался. Накануне тысячелетия Казани здание кинотеатра было передано в частные руки и подверглось значительной реконструкции. Теперь здесь располагается одноименный культурно-развлекательный комплекс.  Кинозал в бывшем доме Афанасьева на Большой Проломной улице — далекий предшественник “Родины” — открылся еще в конце 1902 года. В мае 1907-го он получил постоянное название “Фантазия”. Это был первый настоящий кинотеатр со всеми необходимыми атрибутами, в том числе стационарным зрительным залом и профессиональным обслуживающим персоналом.   После революции он уже фигурировал под вывеской “Грингри” и, по-видимому, принадлежал некоему удачливому нэпману. В 1924 году читаем в газете “Красная Татария”: “27 апреля кинотеатр “Грингри” национализирован и переименован в “Унион”. Новое название, как нетрудно догадаться, обозначало модное слово “союз”.   В конце тридцатых годов кинотеатр реконструировали.  К тому же сюда приходили не только для того, чтобы посмотреть новый фильм, но и послушать музыку — в фойе была эстрада, а потому могли выступать музыканты. Поначалу в каждом кинотеатре был свой оркестр, потом остался один.   Кому-то из жителей столицы республики посчастливилось именно в кинотеатрах на улице Баумана услышать музыкантов из знаменитого оркестра Олега Лундстрема, но большинству более знаком уже эстрадный оркестр управления кинофикации под руководством Виктора Деринга.

На пересечении улиц Н. Баумана и М. Джалиля недавно появилась забавная скульптура легендарного Алабрыса — Кота казанского.

Трехметровая скульптура толстенного котяры, расположившегося на лавочке, символизирует знаменитых в царской России казанских котов, отправленных ко двору царицы Елизаветы Петровны на борьбу с расплодившимися в Зимнем дворце мышами. «Спецназ» из 30 котов быстро справился со своей задачей, после чего животные обленились и изрядно растолстели, что не удивительно, ведь их зачислили в лейб-гвардию и назначили особый пансион в виде рябчиков, тетеревов и отборного мяса с царского стола. В северной столице, говорят, до сих пор можно встретить их потомков. Напоминаю, что автор скульптуры И. Башмаков, с чьих работ мы начали осмотр улицы.

     (ул.Баумана,9)     Начиная от улицы Мусы Джалиля (Петропавловской) и до улицы Чернышевского (Гостинодворской), — целый квартал занимает дом № 9, — бывшая гостиница “Казань”, когда-то самая большая в городе. Первоначально здесь стояли четыре отдельных дома, постройки начала XIX века, которые были перестроены архитектором Фома Иванович Петонди для гостиницы «Казанское подворье» и для магазинов, по заказу купца I гильдии Герасима Семеновича Мельникова. В 1887 году все эти здания покупает купец-«миллионщик» Павел Васильевич Щетинкин и через пять лет, в 1902 году архитектор Лев Казимирович Хрщонович полностью перестраивает их для устройства лучшей в городе гостиницы «Казанское подворье – номера Щетинкина». Здание украшается лепниной и художественной ковкой. Балкон над входом поддерживают атланты – единственные в Казани. Все здание объединяется в единое целое. Над обоими углами устроены купола, покрытые «чешуей» с флагштоками.

«Казанское подворье – номера Щетинкина» была чуть ли не единственной гостиницей России, вписанных в каталог известнейших отелей мира. Еще в начале 20 века в здании имелись электрическое освещение, водопровод, канализация. В подворье были рестораны и магазины.

Павлу Щетинкину принадлежало много недвижимости в центре города, он был одним из крупнейших домовладельцев. Считалось, что он сам передал «Казанское подворье» новой власти после революции, но больше о его судьбе ничего не известно, хотя имя его вошло в историю города. Трудно перечислить всех гостивших знаменитостей в «Казанском подворье». Был здесь даже Лев Троцкий, который выступил с речью с углового балкона гостиницы — в 1918 году, в гостинице «Казань» размещался Реввоенсовет и штаб Восточного фронта Красной Армии. Здесь останавливались В. В. Маяковский, А. М. Горький, А.А. Фадеев, А.Н. Толстой и А.В. Луначарский.

В 1990-е годы, гостиница «Казань закрылась, а к 2011 году она была практически полностью разрушена. В это время новыми собственниками многострадальной гостиницы, стали структуры, связанные с «АК БАРС» Банком, и началось достаточно стремительное восстановление здания. Правда, теперь это жилищный комплекс «Казанское подворье». В целом фасады восстановлены в том виде, в котором они находились до революции. В настоящее время процесс реставрации продолжается. Но то, что сделано уже впечатляет!

Напротив  (ул. Баумана, 38) построенный в середине 19 века представителем купеческой династии Апаковых, затем выкупленный купцом И. Лисицыным.

Здесь до революции было несколько зданий, заселенных ремесленниками. Позже в громадных подвальных складах размещался винный завод «Азербайджан-трест». На втором этаже располагался «Санкт-Петербургский коммерческий банк». Соседняя постройка  (ул. Баумана, 40) первой половины 19 века, именовавшаяся «Доходным домом Иванова»

 

(ул. Баумана, 42) — построен в 1836-1838 годах по проекту архитектора Ф.И. Петонди для казанского купца первой гильдии Викулы Ефимовича Жарова. Дом сначала проектировался как двухэтажный. Но купцу проект не понравился и архитектор его поменял. Здание было построено трехэтажным, протяженным, с большими витринными окнами, арочными наличниками и квадратными проемами на первом этаже. Низ дома отводился под торговые помещения, наверху располагались жилые комнаты.

С конца XIX века в этом доме располагалась виноторговля известного казанского заводчика Вараксина. Другой специализацией дома были гостиницы: «Торговые номера», «Одесса», и ближе к нашему времени «Биржевые номера» Урванцева, состоявшие из 45 номеров. Дом является одним из сохранившихся памятников классицизма.

Обращаем Ваше внимание, что в нашей сети действует ограничение на бронирование:
Если до вашего заезда менее 3 дней вы сможете забронировать квартиру на 1 сутки
Менее 7 дней на двое суток
Менее 10 дней на 3 суток

Звоните нам и мы подберем для вас квартиру

О нас

Мы предлагаем вам варианты проживания в разных районах нашего города, у нас есть квартиры, как от экономного сегмента, так и "Евро" варианты в центре нашего Города. Хотим обратить Ваше внимание, что мы сдаём свои квартиры, а не занимаемся подбором жилья, а соответственно не берём с Вас и не закладываем в стоимость дополнительные комиссии. По дополнительному запросу, обеспечиваем трансфер с аэропорта или вокзала Вашего прибытия. У нас вы можете заказать экскурсии , как по городу, так и за его пределами.

Организациям и студентами предоставляются индивидуальные условия

Отзывы наших клиентов

В отзывах на своем сайте мы можем написать все, что угодно, как у других расписать какие мы красивые и умные, но вместо этого хочу вас заверить, что обращаясь к нам, вы 100% можете быть уверены в, том, что по приезду в наш город, вам не придется искать жилье заново. Мы предлагаем вам только наши квартиры, а не занимаемся подбором квартир!
Все фотографии соответствуют действительности. Если квартира эконом сегмента мы не выставляем фотографии из люксовых квартир.

На Авито вы можете ознакомиться с реальными отзывами

Также вы можете нас найти на любых других ресурсах по бронированию: суточно.ру, броневик.ру островок.ру букинг.ру арнби.ру