ул. Кремлевская и то, что рядом

Университетский комплекс Адрес: Кремлевская, 18

В ноябре 1804 года Александр I подписал документ об основании основание университета. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.

Немаловажное значение имел и тот факт, что в Казани с 1758 г. работала первая в России провинциальная гимназия. Выпускники и старшеклассники гимназии стали первыми студентами университета.

В 1807 г. в университет поступил Николай Лобачевский, еще в гимназии обративший на себя внимание преподавателей своими математическими способностями. Он стал профессором, когда ему не было 25 лет (1816). В 1820г. избирается деканом физико-математического отделения, а в 1827 г. его избирают ректором.     Первоначально университет разместился в здании Казанской Императорской гимназии, построенном в 1796 году, позже для нужд заведения были приобретены три соседних дома, что позволило рассматривать этот квартал как территорию университетского городка. Главный корпус университета построен в 1825 году. Его длина 160 метров. Украшают здание три портика: центральный из двенадцати колонн ионического ордера и боковые— из шести. Пилястры и портики зрительно уменьшают протяженность здания, а четко очерченные колонны как бы увеличивают высоту, заставляя взгляд скользить по вертикали, его автор Петр Гаврилович Пятницкий. Здание сохранилось до наших дней. В следующем десятилетии, когда ректором университета был Николай Иванович Лобачевский, под руководством архитектора Михаила Петровича Коринфского был создан архитектурный ансамбль. За годы ректорства ученый добился подлинного расцвета Казанского университета.

В архитектурный ансамбль входили:

Обсерватория-Здание возвышается над ул. Астрономической, рельефно выступая на вершине холма. По астрономическим требованиям обсерватория должна находиться по заданному мередиану, но тогда здание разместилось бы под углом к остальным постройкам  на участке, нарушив гармонию. Поэтому пришлось придать зданию своеобразную объемно-планировочную структуру, подсказанную Коринфскому профессором астрономии И. Симоновым. Вогнутая форма южной части корпуса позволила поставить его параллельно остальным постройкам и установить внутри специальное оборудование. Обсерватория приподнята на высоком цоколе и окружена открытой террасой с широкой лестницей. На крыше, на специальной площадке установлены круглые вращающиеся башни для астрономических наблюдений. До сих пор работает телескоп, купленный еще Лобачевским.

Рядом с обсерваторией расположен комплекс эпохи классицизма, построеный в 1834 г. В его центре находится анатомический театр, а симметрично по бокам – здания научной библиотеки и химической лаборатории с физическим кабинетом. В строении с высоким крыльцом,украшенном массивными колоннами, располагаетя библиотека. Читальный зал поражал всех отделкой интерьера, выполненной с профессиональным вкусо, и был самым большим в городе. Открытие анатомического театра состоялось в 1836 г. Здание расположено на против центральной части главного университетского комплекса. Это сравнительно небольшое двухэтажное сооружение с подвалом имеет в плане  Т-образную форму с полукруглым выступом. Здесь находится круглый двухсветный лекционный зал, перекрытый куполом. С фасада зал украшен ионической колоннадой на высоком цоколе, сиденья для слушателей расположены амфитеатром. Корпус физико-химической лаборатории завершает проход по внутреннему дворику университета. В двухэтажном здании лаборатории Н. Зинин заложил основу для совершенно новой индустрии- производства синтетических красителей, взрывчатых веществ и лекарственных препаратов. В 1844г. немец К. Клаус открыл здесь химический элемент рутений, назвав его так в честь своей новой родины (Ruthenia – Hjccbz c лат.). Оценивая вклад казанских химиков, великий ученый Д. Менделеев сказал, что именно им отечественная химия обязана своим самостоятельным существованием.

Университетский ансамбль получил высокую оценку самого императора Николая 1. После посещения комплекса император наградил Лобачевского ордером Святой Анны 2-й степени, давший право на потомственное дворянство.

Заканчивая обзор Казанского университета, хочу отметить, что он получил всемирное признание благодаря выдающимся ученым, работавшим в его стенах, которые сделали важные научные открытия, стали создателями научных школ. Вот только некоторые из этих имен:

АДАМЮК Емилиан Валентинович – с его именем связано не только основание в университете специальной кафедры офтальмологии и организация первой в Казани клиники глазных заболеваний, но и формирование отечественной офтальмологии вообще. Многотомное руководство по глазным болезням было первым подобным сочинением в России.

АДЛЕР Бруно Фридрихович (Федорович) – создал первый в России этнографический факультет. С 1919 года являлся директором Казанского городского музея.

АЛЬТШУЛЕР Семен Александрович – открыл явление акустического парамагнитного резонанса.

АРБУЗОВ Александр Ерминингельдович – уже в 20-х годах открыл пути синтеза фосфоро-карбоновых кислот, впервые получив эфиры пирофосфористой и в чистом виде субфосфорной и пирофосфорной кислот. Эти исследования сделали лабораторию органической химии Казанского Университета мировым центром исследований фосфорорганических соединений.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович – заложил основы отечественной экспериментальной психологии. Первая в России психофизическая лаборатория была открыта в Казани в 1885 году.

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович – в 1861 году обосновал теорию химического строения органических веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Положения этой теории составили фундамент современной органической химии. Был не только теоретиком, но и искусным экспериментатором. Первым объяснил явление изомерии. Открыл полимеризацию непредельных соединений. Синтезировал ряд органических соединений.

Александр БУТЛЕРОВ – русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» русских химиков, учёный-пчеловод и лепидоптеролог, общественный деятель, ректор Императорского Казанского университета в 1860-1863 годах.

ВИШНЕВСКИЙ Александр Васильевич – работа, которая принесла ему мировую известность: метод местного обезболивания, носящий название «местная анестезия по методу ползучего ильфильтрата».

ЗАВОЙСКИЙ Евгений Константинович – в 1945 году на защите докторской диссертации в Москве сделал достоянием научного мира свое открытие электронного парамагнитного резонанса.

ЗИНИН Николай Николаевич – получил из нитробензола искусственный анилин, положив начало мировой промышленности синтетических красителей (1842).

КЛАУС Карл Эрнест (Карл Карлович) – в 1844 году открыл новый 57-й элемент Периодической системы Менделеева – рутений. Это единственный из всех естественных элементов, открытый в России. Клаус стал одним из основоположников химии платиновых металлов.

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович – создал новую (Неевклидову) геометрию (впервые представил свою теорию в докладе «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных прямых», на полвека опередив других исследователей. В 1829 году расширенный вариант его доклада под названием «О началах геометрии» был опубликован в журнале «Казанский вестник». В 1835-1840 годах ученый опубликовал еще 4 научных труда, в 1855 году увидела свет его последняя работа.

НОИНСКИЙ Михаил Эдуардович – в 1929 году на совещании нефтяников в Москве по его докладу было принято решение об организации на территории Поволжья и Приуралья нефтяного поискового бурения. Это позволило начать добычу нефти в Башкирии (1930-е) и Татарии (1943-1944).

САМОЙЛОВ Александр Филиппович – снял первую в России электрокардиограмму, сделал электрокардиографию методом физиологического и клинического исследования сердца, одним из первых применил струнный гальванометр для исследования деятельности скелетной мускулатуры, нервов и сложных явлений центральной нервной системы, первым высказал мысль о химической природе механизма передачи возбуждений с двигательного нерва на скелетную мускулатуру.

СИМОНОВ Иван Михайлович – как астроном-наблюдатель участвовал в кругосветной экспедиции 1819-1821 годов Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева, открывшей Антарктиду. Один из более 30 открытых островов был назван его именем. В 1843 году основал в Казани магнитную обсерваторию.

ЧЕТАЕВ Николай Гурьевич – создал школу теории устойчивости, принял активное участие в организации Казанского авиационного института. Его научные работы имели важное значение для развития авиационной промышленности в СССР. В 1940 году перешел на работу в Институт механики АН СССР, впоследствии возглавив его.

ФРЕН Христиан Мартин (Христиан Данилович), КОВАЛЕВСКИЙ Осип (Юзеф) Михайлович, КАЗЕМ-БЕК Александр Касимович, БЕРЕЗИН Илья Николаевич, ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович, КАТАНОВ Николай Федорович и ХАЛЬФИН Ибрагим – превратили Казань в один из центров европейской ориенталистики.

ЭНГЕЛЬГАРДТ Владимир Александрович – один из основоположников отечественной молекулярной биологии; открыл процесс дыхательного (окислительного) фосфорилирования в человеческом организме, что заложило основы современной биоэнергетики

Дом Ушковой ул. Кремлевская д.33

 

Объект культурного наследия федерального значения, дом Зинаиды Николаевны Ушковой является яркой достопримечательностью центра города, одно из лучших зданий, дошедших до нас с начала XX века. Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков (1879—1948) — один из сыновей владельца предприятий «Товарищества химических заводов П. К. Ушкова и внук чайного магната А. С. Губкина — женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой — дочери Николая Фёдоровича Высоцкого (1843—1922), профессора хирургической патологии. В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору-строителю Карлу Людвиговичу Мюфке.

Дом двухэтажный, на углу полукруглый, выступающий на мощной консоли эркер окружен балконом с ажурной решеткой затейливого рисунка из кованого железа. Стены пышно декорированы лепкой. Нижний этаж имеет глубокую горизонтальную рустовку и решен более скромно, он является как бы пьедесталом, подчеркивающим парадность верхнего этажа. С большой роскошью выполнена и внутренняя отделка помещений. Здесь много бронзовых и лепных украшений с изображением драконов, мифических птиц и зверей, великолепно выполненных, витражей на различные сюжеты. Парадный зал имеет пышный «ампирный» карниз, эффектно выделяющийся игрой светотеней на гладких поверхностях стен. Есть в доме и особая комната-грот, где сделана искусственная пещера. В 1919 году в этом здании разместилась Республиканская библиотека, которой в 1925 году было присвоено имя В. И. Ленина. В наше время библиотека переехала на новое место, а дом находится на реконструкции

Памятник В. Ульянову

Адрес: ул. Кремлевская, 37

Памятник молодому Володе Ульянову перед главным зданием Казанского государственного университета.

Памятник молодому Ульянову был установлен в 1954 году по проекту скульптора В.Е. Цигаля и архитектора В.В. Калинина. На его сером гранитном постаменте можно прочесть надпись: «Владимир Ульянов. 1887». Имеется в виду год знаменитой студенческой сходки студентов Императорского Казанского университета, после которой первокурснику Ульянову пришлось расстаться с университетом и отправиться в ссылку, на первый раз в деревню Кокушкино, где жил его дед по матери.

Молодой Владимир Ульянов изображен в весьма непринужденной позе со слегка откинутой назад головой, в накинутой на плечо, развевающейся на ветру тужурке, что рождает образ решительной устремленности вперед. В то же время взгляд его сосредоточенно устремлен вдаль, а в правой руке он держит книгу, что, по мысли скульптора, символизирует его вдумчивость и начитанность. Ульянов учился на юридическом факультете три месяца.

Памятник находится в центре полукруглой площадки, которая замыкается по полуокружности скамьями и носит название «Сковородка». Между памятником молодому Ульянову и скамьями расположен цветник, полукругом охватывающий постамент. Это излюбленное место прогулки студентов университета в свободное от лекций время, поэтому здесь всегда царит атмосфера неформального и неугомонного общения, в которую облик Ульянова-студента весьма органично вписывается. Нет студента университета, который когда-либо не сидел на «Сковородке» – с книгой или с любимой (любимым).

Бюст Лобачевскому Адрес: ул. Лобачевского, 1

Здесь, в уютном уголке Казани на пересечении улиц Лобачевского и Кремлевская, все напоминает о великом сыне земли русской Николае Ивановиче Лобачевском. Памятник ему воздвигнут на одном меридиане с городской астрономической обсерваторией. На трехметровом колоннообразном постаменте из полированного черного гранита установлен бронзовый бюст гениального математика. Первоначально постамент был украшен накладными бронзовыми деталями: эмблемой геометрии — треугольником, циркулем и лавровой ветвью. Торжественное открытие памятника состоялось в 1896 году, и поэт сказал о нем так:

Высокий лоб, нахмуренные брови.
В холодной бронзе отраженный луч,
Но даже неподвижный и суровый
Он, как живой, спокоен и могуч.
Пусть новых линий не начертят руки,
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего,
Как вечный символ торжества наук.

Столетие со дня рождения Н. И. Лобачевского широко отмечалось в Казани. Тогда было решено соорудить памятник. Средства были собраны по добровольной подписке, организованной Казанским физико-математическим обществом по инициативе его председателя — профессора университета А. В. Васильева. В подписке приняли участие не только ученые, жители Казани, но и выдающиеся математики всего мира. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победительницей стала русский скульптор Мария Диллон. Из собранных по подписке средств были выделены суммы на проведение международных конкурсов имени Н. И. Лобачевского. Николай Лобачевский стал студентом университета в 14 лет. Ему не было еще и тридцати пяти, когда на ученом совете 12 февраля 1826 года он выступил с докладом, возвестившим миру о рождении неевклидовой геометрии. Но пройдут долгие годы, прежде чем гениальное открытие Лобачевского, намного опередившее свое время, получит мировое признание. До последних дней жизни ослепший ученый, умирающий в бедности, будет диктовать страницы «Пангеометрии». Только в 1883-86 годах будет издано двухтомное собрание сочинений великого математика. Ежегодно, во второй половине апреля, на механико-математическом факультете КФУ проводится День Лобачевского. Сейчас в  университете возрождена премия Лобачевского за достижения в области Неевклидовой геометрии с премией 75000$

Арка влюбленных Адрес: парк Черное озеро

Современная достопримечательность города Казани. Располагается у входа в парк «Чёрное озеро» со стороны улицы Лобачевского.

Арка внешне ничем не примечательна: бетон эллиптической формы, окрашенный в белый цвет, но за счет эллиптической формы обладает необычной акустикой: если два человека встанут по разные стороны арки и шепотом расскажут друг другу секреты, они отчетливо услышат каждое слово, а окружающие люди, даже если они будут толпиться вокруг, ничего не услышат.

Автор проекта арки Игорь Николаевич Герасимов, арка была возведена в 30-е годы XX века.

Вокруг авторства ходят легенды. По одной из них, чертежи этой арки будто бы  нашли в бумагах Николая Ивановича Лобачевского, великого русского математика, создателя неэвклидовой геометрии. Иногда в качестве имени автора проекта встречается имя Игоря Герасимова. Большинство краеведов все же склоняются к тому, что автор проекта рядовой советский архитектор, желавший остаться инкогнито.
Эта арка хранит множество признаний. Те казанцы, которые одними из первых проходили сквозь эту арку в парк «Черное озеро», ушли на фронт Великой Отечественной войны и героически сражались, защищая Родину. Любимые ждали их дома, в Казани. И все послевоенные поколения тоже приходили сюда. Традиции сохраняются и в наше время. Свадебные кортежи обязательно приезжают к Арке влюбленных и устраивают здесь фотосесии

Черное озеро Адрес вдоль ул. Дзержинского

В XV—XVI,  Черное озеро было одним из группы озер в центральной части Казани. Кроме него в эту группу входили озера Белое, Банное, Ключевое, Театральное и Поганое. Они цепью тянулись почти от современной площади Свободы до Кремля.

Полагают, что Черноозерская впадина в системе озер представляла собой староречье древней Казанки, русло которой ушло далеко к северу. В свое время оно было достаточно глубоким, но котловину заполнили песчано-глинистые осадки толщиной 25—30 метров.

Озеро питали ключи. В первые годы существования города началась застройка территории между Кремлем и Казанкой и, таким образом, ручьи оказались внутри города. Для удобства водоснабжения были построены запруды. Но вода в запрудах и озерах портилась, озера мелели и постепенно заболачивались. Их заваливали, дно  поднималось, и в конце концов сформировалась новая система. А в конце XIX века участок Черного озера был благоустроен, после чего более не подвергался заметной реконструкции.

Л. Н. Толстой в своих автобиографических записях упоминает парк «Черное озеро», как общественный сад с настоящим озером и ресторанами, где любили прогуливаться и проводить время представители светского общества.

«Черное озеро» – излюбленное место отдыха горожан. Зимой это озеро преобразуется в каток на радость горожанам. Здесь всегда звучит музыка, вечером все вокруг красиво освещено огнями. В центре парка находился детский городок с горками, качелями, каруселями, песочницами, фонтаном. Почему оно  носит такое название? – по некоторому мнению, когда-то здесь плавали очень редкие птицы – черные лебеди. Отсюда и произошло название «Черное озеро».

После того как на улицу Черноозёрская Правая (ныне — улица Дзержинского) переехало областное управление НКВД, словосочетание «Чёрное озеро» стало ассоциироваться у горожан не только с расположенными здесь садом и парком отдыха, но и с комплексом всех управлений спец. служб и правоохранительных органов и находившемся в нём внутренней тюрьмой. Словосочетание «Чёрное озеро» для казанцев приобрело тот же смысл, что и «Лубянка» для москвичей. Поскольку в советское время здесь располагалось главное здание отделения КГБ в Татарской АССР, а ныне учреждения МВД по Республике Татарстан, у казанцев существует шутка о том, что за нарушение закона можно и «на Чёрное озеро попасть».

Петропавловский собор (ул. Мусы Джалиля,21)

Арх.стиль: русское барокко,  памятник архитектуры федерального значения) История собора богата и насыщенна событиями.

Комплекс Петропавловского собора включает в себя следующие объекты архитектурно-культурного наследия XVI–XIX вв..: Дом купцов Михляевых-Дрябловых с домовым храмом Косьмы и Дамиана, собор апп. Петра и Павла, колокольня, дом причта, каретный сарай.

 

История сооружения каменного Петропавловского собора ведёт своё начало с посещения города Казани императором Петром I (22 мая — 8 июня 1722 г). Владелец суконной мануфактуры Иван Михляев вызвался построить на свой счёт, в память посещения Петром Казани, обширный храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Возведение храма шло в ускоренных темпах и почти завершенный храм рухнул. Узнав об этом, Петр I прислал в Казань своих мастеров, которые возвели его заново. Он был закончен и освящён в 1726 году. Его по праву можно назвать одним из шедевров, созданных в стиле «русское барокко». В том же году была построена отдельно стоящая шестиярусная 49-метровая колокольня.

Собор обращает на себя внимание не только внушительными размерами и удачными пропорциями, но и невероятно красивой росписью стен. Купол отделан причудливой лепниной. Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде «петушьих гребешков», городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон. Сохранились деревянный золоченый семиярусный иконостас, резная

липа, объемная резьба с позолотой, сусальное золото и в первом ряду — иконостас Петра и Павла. Колокольня рядом с собором, расписанная в том же стиле.

Начиная с истории создания, собор неоднократно горел, был разграблен пугачевцами, но всегда восстанавливался чудесным образом и на деньги благотворителей.

В советское время храм использовался не по назначению. В конце 80-х годов XX века совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции удалось добиться возвращения собора Церкви. С момента освящения Петропавловского собора в нём находится одна из великих святынь Казанской земли – чудотворная икона Божией Матери «Смоленская  Седмиозерная».

Посетителями Петропавловского собора были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин..

Имея многовековую историю, собор и сейчас является одним из красивейших памятников русского барокко, входит в число православных центров Татарстана и является знаковой архитектурной культурно-исторической достопримечательностью Казани.

На пересечении улиц  Рахматуллина и М. Джалиля  видим Дом Теренина (Здание бывшей женской гимназии) Архитектор: Петонди Ф.И. Стиль: Классицизм.

Постройка первой трети XIX века (перестройка 1871 года). В этом здании располагалась первая женская гимназия основанная в 1859 году как женское училище первого класса — Каза́нская Марии́нская же́нская гимна́зия . Статус гимназии приобрела в 1869 году. Открытие училища было следствием большого спроса на среднее образование для женщин в Поволжье. (*34)

Закрыта гимназия была в 1917 году, В этом здании в 1941-1955 гг. размещалась 9-я казанская спецшкола ВВС,  а в настоящее время находиться Лицей им. Н. И. Лобачевского при КФУ.

По улице Рахматуллина есть еще один дом,  о котором хотелось бы рассказать подробнее Гостиница дворянского собрания (ул. Рахматуллина, д. 6, 1826г. Архитектор:  Кафтырев. И. Памятник истории Федерального значения).

Здание бывшей гостиницы Дворянского собрания было построено в XVIII веке купцом – суконщиком Иваном Дрябловым. Архитектором выступил Иван Кафтырев. Строение выдержано в стиле позднего барокко.

Об этом свидетельствуют, к примеру, останки чугунной витой лестницы, пятиметровые потолки в бывшем бальном зале, а также особенности кирпичной кладки на верхних этажах и вокруг подоконников.

Первоначально дом был трехэтажным зданием прямоугольной формы, выходящим фасадами на улицу Предтеченскую (ныне ул. Профсоюзную) и Петропавловский переулок (ныне ул.Рахматуллина).  В 1813-1814 годах в доме разместилось Дворянское собрание.

С передачей дома Дворянскому собранию к основному объему были пристроены два равновеликих крыла (северное и южное), образующие в сторону Петропавловского переулка обширный двор – курдонер.  После пожара 1842-го собрание переехало на новое место (ныне Казанская ратуша на площади Свободы), а старые помещения были заняты окружной Судебной палатой.

 При этом, однако, в правом крыле здания с тех же пор разместилась гостиница. В разное время здесь останавливались известные писатели, ученые и политические деятели: Мария Волконская, жена декабриста Сергея Волконского, направлявшаяся к мужу в сибирскую ссылку (31 декабря 1827 года), Александр Гумбольдт по пути на Урал и в Западную Сибирь (1829 год), Александр Сергеевич Пушкин и Евгений Абрамович Боратынский. (1833 год), Федор Иванович Шаляпин (1913 год).

     В июне 2010-го здесь случился крупный пожар, который тушили два дня. По мнению краеведов, имел место очевидный поджог, однако с точностью этого так и не установлено.

 Дом Мергасова – Челышева (ул. Кремлевская,25) Середина XVIII века Памятник градостроительства и архитектуры. Объект культурного наследия регионального значения.

Начало истории дома относится к концу XVIII века. В 1791 году в

 

этом доме при участии губернатора Баратаева был организован профессиональный русский театр, который просуществовал до 1796 года. Руководителем театра был придворный актер Василий Родионович Бобровский. Затем здесь открылся шахматный клуб, а позже – ресторан.

Во дворе этого дома был самый большой в Казани сиреневый сад, очень любимый всеми казанцами. И до сих пор на его месте сохранились старые кусты сирени.

В 1830-е годы домовладение принадлежало полковнику Ивану Федоровичу Мергасову. А c 1897 году владельцем дома стал купец Иван Львович Челышев. Здание неоднократно перестраивалось.

 

Сейчас помещение занимает Казанский филиал РГТЭУ Российского государственного торгово-экономического университета, а также предприятия общественного питания и магазины.

Следующий дом по пути нашего следования Фотостудия Якобсона/Локке/м-н «Оптика» (Ул.Кремлевская,23/17). Стиль: Классицизм.

Дом построен был в первой половине позапрошлого века и принадлежал ротмистру М.А. Останкову. Во второй половине XIX века домовладельцем стал Ш.М. Алкин. (Коллежский советник Шагиахмет Мухаметович (в официальных документах Алексей Михайлович) Алкин — выходец из обер-офицерской семьи, учился он в 1-й казанской гимназии, затем служил в Казанском губернском правлении переписчиком. Впоследствии Ш.М. Алкин сделал блестящую карьеру на должности частного пристава, а затем помощника казанского полицмейстера).

В этом доме раньше располагалась студия одного из первых казанских фотографов Германа Локке. Позже сюда въехал фотооткрыточник Якобсон, автор самых популярных ныне фотооткрыток со старыми видами Казани и других волжских городов. Был магазин «Оптика», с вделанным в тротуар огромным чугунным пенсне для рекламы (сейчас оно под слоем асфальта). Была в этом доме и «Торговля свежими и сухими фруктами» Ибраева, мастерские нескольких портных.

     Чернояровский пассаж (Ул.Кремлевская,21) Стиль: эклектика: модерн с элементами нео барокко.

Здание было построено в начале XX века, как доходный дом купца Черноярова по проекту архитектора Г.Б. Руша. При строительстве пассажа были использованы новейшие материалы того времени. Главное здание представляет собой яркий образец доходного дома с торговой зоной на первом этаже. Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой, освещаемой фонарем. Здание имеет дополнительные жилые корпуса во дворе, соединенные с основным зданием крытыми переходами. Своеобразные маковки, обшитые листовым железом и украшенные коваными шпилями, играют ведущую роль в декоре здания. А вензель «ДИЧ» и по сей день виден на фасаде.

Преподаватель КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, ученый, Дмитрий Туманов пишет, что декор фасада отмечен масонской символикой. «Лепнина — два пеликана (закон высочайшей гармонии) обрамляющих гербовый щит в форме стилизованной лилии (чистая будущность), на котором изображены змеи (мудрость), — до сих пор привлекает внимание прохожих своей пышностью. Чуть менее заметно то, что Чернояровский пассаж имеет как бы три узких, шириною в три окна, дома, соединенных крыльями-переходами. Возможно, это символизирует три степени иоановского масонства: ученика, товарища мастера и мастера. Два крыла-перехода имеют разную длину: посчитайте хотя бы количество окон — одно из них в пять окон, а другое в семь. В масонской символике число «пять» — равновесие, а «семь» — святость. Ведь и лепные арочные гирлянды, изображения пеликанов, змеи, вплетенные в анаграмму хозяина дома, лучковидные фронтоны, стилизованные столбы и многое, многое другое может служить иллюстрацией к энциклопедии масонских символов».

Нужно заметить, что на месте владений Черноярова когда-то стояли два отдельных здания, между которыми притулился домик семьи Вениаминовых, явно не вписывающийся в планы застройки. Глава семьи в принципе был готов уступить и переехать в другое место, но молодая супруга ответила решительным отказом. В результате домик сгорел вместе с его обитателями. Доказать причастность Черноярова к поджогу так и не удалось, и в скором времени на пепелище начались фундаментные работы. Недели не прошло, как загорелись «бытовки» каменщиков. Переход между двумя зданиями так и не достроили, Чернояров вообще отказался от этой затеи и поселился на третьем этаже готового дома. Именно там в тот же год отравился угарным газом старший сын купца. Неугомонный Чернояров был убит горем, но тем не менее распорядился о строительстве отдельного флигеля, куда вскоре и перебрался окончательно. Семья купца дожила в Пассаже вплоть до революции.

В доме эмигрировавшего хозяина большевики недолго думая устроили общежитие.  В 1923-1940 гг. в доме жил известный татарский драматург, поэт, публицист и переводчик Фатхи Бурнаш. В двухэтажном доме во дворе пассажа в 1931-1941 гг. жил Фатих Карим — татарский поэт, погибший в Великой Отечественной войне.

      Пассаж полыхал трижды: в 1919 году (погибло 7 человек), во второй раз — в 1935-м (в пассаже тогда располагалась квартира татарского поэта Ф.Карима, который, кстати, упоминал загадочную женщину в стихах, и в третий раз – в 1970 году. Примечательно, что огонь разгорелся в спальне самого Черноярова (в 1970-м в этой комнате снова погиб человек). Может быть, это всего лишь совпадение…

 Александровский пассаж (ул.Кремлевская,17/22) — крупное и оригинальное историческое здание в Казани, городская достопримечательность. Построен по заказу купца Александрова в 1880—1883 годах по проекту В.В.Суслова и Н.И.Поздеева. Здание сочетает элементы модерна и нео барокко. Воплощал проект Генрих  Руш.

Главный вход (на ул. Кремлёвскую) акцентирован на высоту 2 этажей портиком с двумя скульптурными фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором с преобладанием барочно-ренессансных элементов. Главный купол фасада украшен часами. Интерьеры здания украшены фигурами людей, изображениями масок лиц, лепными украшениями. В середине центрального здания находится светильник — бронзовая статуя женщины, держащей за руку младенца.

Парадный двор имел стеклянные купол и пол, сквозь который освещался двор-проезд цокольного этажа, где размещались склады (двор-проезд служил для загрузки товаров).

По периметру двора на 1-м этаже находились магазины, фасады которых оформлены в виде аркады. Арочные проемы аркады украшали массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, окружавших центральное пространство двора, размещались 4 белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие четыре времени года. В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро. Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещения ресторана, пышно отделанные зеркалами и лепным декором. Часть здания, обращенная к Черному озеру, отделялась от основного объема пространством двора-колодца, служившего для хозяйственных целей. В здании имелись лифты. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.

     Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенкой, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульв. (совр. Кремлёвская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержинского). Но позднее, часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенки и Почтамтской, была утрачена. Здесь возвели Чернояровский пассаж.

Александровский Пассаж не стал доходным домом. Он приносил лишь убытки. И тогда купец продал здание своей сестре, Ольге Александровой-Гейнс. Ольга пыталась подарить Пассаж городу для музея, но это здание для музея не подошло из-за того, что в нем были жилые квартиры. Пассаж остался торгово-развлекательно-жилым центром.

Одно время на третьем этаже здания работала типография Ивана Николаевича Харитонова. А 6 декабря 1908 года в этом помещении вятский гражданин Гирш Мордухалович Розенберг открыл электротеатр «Пассаж». По изяществу обстановки его называли «жемчужиной Казани». «Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали местные газеты.

В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль».

С 1930 года в здании располагался и детский кинотеатр «Пионер». И в ночь на  21 июня 1977 года здание обрушилось как раз в этом месте. Возникла огромная дыра. По счастью, обошлось без жертв. Реконструкция здания продолжается уже много лет…

 

С левой стороны у нас расположен Институт геологии и нефтегазовых технологий и геологический музей Казанского университета  Геофак КФУ (ул. Кремлёвская,4/5)..

А в прошлом — здесь была семинария, основанная на базе славяно- латинской школы.  «Здание Казанской духовной семинарии»- три двухэтажных корпуса построено в 1734-1741 годах. Здание было украшено красивой колоннадой и большим угловым балконом с шестью каменными колоннами. Двухэтажное кирпичное здание занимает по протяженности целый квартал.

Напомню, Мы с Вами находимся на ул.Кремлевской, а в прошлом — Воскресенской. В свое время — это было излюбленное место прогулок не только для горожан, но и казанского студенчества, которое любило здесь шумно отдыхать, но семинаристам строго настрого было запрещено не только гулять по этой улице, но и в окна смотреть. Прогулочный двор для семинаристов был во дворе этой духовной семинарии, и там же стояла церковь. Это было для того, чтобы будущих монахов не смущала жизнь яркая, жизнь светская… (*35)

В ходе перестройки в 1858 году колоннада фасада и антресольный этаж семинарии были утрачены, и дом приобрел уже вид, сохранившийся до наших дней.

В этом здании учился, будучи студентом, Станислав Говорухин на геологическом факультете и романтикой геологических экспедиций, возможно, навеяло ему  фильм «Вертикаль»…

Напротив старинное здание  Бывшая гостиница «Франция» ( ул. Кремлёвская,15). Построено в стиле позднего классицизма и перестроенное в 40-х годах ХIХ века архитектором Коринфским под доходный дом купца Акчурина. Его нижний этаж был предназначен для торговых помещений, верхний отводился под жилье. Кроме комнат владельца в нем располагалась гостиница для проезжающих, «модный» магазин и парикмахерская Шарля, мастерская мужского портного Камчедалова, мастерская «часовых дел мастера» Фохта.

В 1869 году в доме помещался «магазин чая, сахара, кофе, и обоев разных сортов» Н.Я. Козлова. В 1906 году дом принадлежал Хохряковой, в его верхнем этаже были расположены номера «Франция» (гостиница имела 49 номеров), внизу — известная на весь город «Московская кондитерская» П.М. Антонова, где можно было полакомиться конфетами, тортами и пирожными «из лучшего материала».

 В номерах «Франция» — лучшей гостиницы Казани того времени останавливались многие известные гости города. Так, в 1855 году здесь несколько дней жил И.А. Гончаров, возвращавшийся из кругосветного плавания на фрегате «Паллада»; в конце 80-х годов в номерах неоднократно останавливался В.Г. Короленко, сотрудничавший в казанской газете «Волжский вестник», редакция которой располагалась напротив — в Александровском пассаже. Здесь же останавливался побывавший в Казани проездом летом 1846 года Н.А. Некрасов.

 

Реконструкция здания была начата в середине 1990-х годов, а в 2000 году открылся  Отель Джузеппе, обосновавшимся в Казани итальянцем, собственно его именем она и называется.

Бывший  Дом купца Крупенникова (ул. Кремлёвская,13) — «патриарха казанского купечества» — в нем в 1840-х годах размещалась «Справочное место, или Контора частных должностей и частных сделок», т.е. проще Казанская биржа, учрежденная Николаем Семеновичем Черновым, где можно было узнать цены на товары и услуги, навести справки, найти адреса нужных людей.

За услуги учредитель брал деньги, для разных категорий посетителей отводились определенные часы. С утра о вакансиях справлялись кухарки, дворники, извозчики, ремесленники. Позднее шел народ посолиднее: гувернантки, учителя, врачи, заводчики, фабриканты. Дом, где размещалось «Справочное место» сгорел во время большого пожара в 1842 году и Казанская биржа, уже государственная, возникла вновь в 1869 году. Позднее в этом доме располагался кондитерский магазин «Жирардовские мануфактуры». Недавно дом восстановлен после разрушения с сохранением точного фасада.

      Дом бывшего городского головы Анисима Кирилловича Месетникова (ул. Кремлёвская,11) Построен купцом В. Евреиновым в начале XIX века на месте снесенного дома на фундаменте с древним основанием, ханских еще времен. Затем после пожара в 1847 году был перестроен, а после появления в конце XIX века пристройки, он выглядит примерно так, как сегодня. Обратный фасад имел три этажа.

Существовала легенда, что под домом есть подземные ходы, ведущие в Кремль. (*36)

Подвалы эти выдавали за подземные ходы царицы Сююмбике, в качестве рекламы, чтобы привлечь посетителей, так как в то время в доме располагались трактир «Китай» и ресторан при трактире с дурной репутацией, также здесь размещался знаменитый водочный магазин Вараксина с винным погребом. Сегодня в здании находятся офисные помещения и кафе.

Дом Каменевых (ул. Кремлёвская,9), принадлежал семье Каменевых и построен  был в 1774 году. Это двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный дом построен по проекту архитектора Кафтырева в стиле русского классицизма. Это типичный доходный дом конца XVIII века. Использовался под гостиницу, конторы, магазины. (*37)

В настоящее время здесь находится Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Сдвоенный Дом купцов Апакова и Потехина (ул. Кремлёвская,5), XVIII века постройки.  В этих зданиях располагались лавки, где продавали шелковые и бумажные товары. Сейчас в них располагаются исполнительные комитеты власти Казани. (*38)

Здание Мэрии Казани (ул. Кремлёвская,1) находится возле главного входа в Казанский кремль, на площади 1 Мая, в самом начале ул. Кремлевской.

В начале 19-го века здание принадлежало купцу Евреинову. В 1833 году городская казна выкупила у купца здание для городских присутственных мест.

После пожаров, здание несколько раз перестраивалось (последний- архитектор Христиан Крамп) и тот вид, который здание имеет сейчас, оно приобрело в 1875 году, когда вместо выступающего над входом балкона на металлических ажурных кронштейнах был построен четырехколонный арочный портал, верхняя площадка которого служила балконом-террасой.

     Национальный музей Республики Татарстан (ул. Кремлёвская,2) – один из старейших музеев России, он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году. Торжественное открытие музея для публики состоялось 5 апреля 1895 года. И это научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, ведущий музейный центр Татарстана и один из крупнейших культурно-исторических музеев в Поволжье. Профиль музея — комплексный: естественнонаучный, археологический, этнографический, культурологический, исторический, литературный, музыкальный.

Музей занимает здание бывшего Гостиного двора, являющееся памятником архитектуры и истории Российской Федерации и Республики Татарстан. Облик здания формировался на протяжении XIX столетия и окончательно сложился к концу века.

Создателями в Казани, крупном административном, научном и культурном центре России общедоступного городского музея были ученые Императорского Казанского университета: профессора Н.П. Загоскин, А.А. Штукенберг, Н.Ф. Высоцкий, Д.А. Корсаков, казанские краеведы и коллекционеры Л.О. Сиклер, В.И. Заусайлов и другие. Благое начинание интеллигенции возглавил городской голова С.В. Дьяченко, которому удалось привлечь к организации музея значительные частные пожертвования. Решающее значение имел дар вице-адмирала Российского флота уроженца Казанской губернии И.Ф. Лихачева (1828-1907), благодаря которому город получил  40-тысячную коллекцию его брата, Андрея Федоровича (1832-1890) – крупного коллекционера и исследователя в области археологии и восточной нумизматики.

Еще один решающий щедрый дар городу – пятьсот тысяч рублей на покупку здания под музей – был пожертвован известной казанской благотворительницей Ольгой Сергеевной Александровой — Гейнс.

Экспозиции заняли при открытии музея часть здания Гостиного двора. Великолепный архитектурный памятник был построен в 1800 – 1815 гг. в классическом стиле, с величественной колоннадой (архитектор Ф. Емельянов), утерянной после пожара в 1840-е гг. К 1895 году специально для музея были реконструированы помещения и фасад здания при сохранении системы старинных сводчатых перекрытий и анфилады (архитектор И. Колмаков). Парадный вход был пышно декорирован скульптурой и лепниной.

1920-е годы стали «золотым» периодом пополнения фондов Казанского музея. В музей поступали предметы «дворянского мира» – от представителей этого упраздненного сословия, из покинутых особняков и усадеб – проданные, брошенные или реквизированные вещи, разрозненные или представляющие фрагменты семейных собраний: произведения изобразительного искуства, изделия из фарфора, бисера и т.п. Музейное собрание пополнилось и ценной церковной коллекцией из ризниц казанских монастырей и Благовещенского кафедрального собора: памятники древнерусского лицевого и орнаментального шитья XVI – XVIII вв. (облачения казанских архиепископов и митрополитов, покровы на священные сосуды, пелены к иконам и пр.), которые вопреки новой власти бережно были собраны музейщиками и с риском для жизни сохранены в запасниках.

С середины 1920-x гг. сам музей начинает активную собирательскую деятельность в области археологического и этнографического изучения края. В систематическом формировании этнографического собрания акцент был сделан на материалах, отражающих культуру и быт татарского народа. В конце 1930-х г был новый подъем- возродились систематические археологические и этнографические исследования. С большой активностью шло комплектование документальных материалов по истории края. Определяющим направлением было формирование коллекций – документальных и вещевых – по советскому периоду истории. Ценность музейного собрания составили многочисленные биографические комплексы современников. С 1950-х гг. — формирование коллекций, представляющих историю духовной культуры, литературы и искусства татарского народа.

Большие испытания коллективу музея принес 1987 год, когда произошел пожар в одном из учреждений, находящихся в одном здании с музеем. Героические усилия музейщиков и жителей города спасли экспонаты музея от гибели, ни один музейный предмет не пострадал.

В настоящее время фонды музея, насчитывающие свыше 800 тыс. единиц, исчерпывающе и системно охватывают краеведческую тематику, представляют значительную ценность для изучения и показа природы республики, истории народов Поволжья и Приуралья, России и мира.

В настоящее время Национальный музей РТ имеет 14 филиалов.

 

Напротив зданий Городской думы и Национального музея Республики Татарстан близ места, где в 1894-1918 годах был памятник Александру II. Установлен в 1966 году Памятник  М.Джалилю (архитектор Л.Г.Голубовский скульптор В.Е.Цигаль )

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит…

Это строки известного татарского поэта Мусы Джалиля рожденные в нацистском застенке…

Он боролся против фашизма в подполье, пока в 1943 году его не схватило гестапо. В нацистской тюрьме он писал стихи на маленьких клочках бумаги, которые потом собрал в цикл «Моабитская тетрадь» и, предчувствуя скорую смерть, передал сокамерникам. Его казнили на гильотине в 1944 году. «Моабитскую тетрадь» из более чем 125 стихотворений перевели на 60 языков мира. Ее оригинал хранится в Национальном музее Татарстана.

Еще в довоенные годы Муса Джалиль уже был хорошо известен как поэт, автор стихов к романсам и балладам. Он успел оставить яркий след в татарской и советской литературе.

В 1941-1944 гг. вместе с другим патриотами страны поэт защищал родную землю от фашистов. На фронт он попал в первые же дни войны с немецкими захватчиками. Будучи тяжело раненным, попав в плен, в концлагерь, Муса Джалиль продолжал писать стихи, исполненные любви в Родине. Всего в неволе им было написано 93 произведения. Поэт был убит в 1944 г. в берлинской тюрьме Плётцензее по доносу предателя. Две тетради стихов, написанных в фашистских застенках, чудом уцелели, и за них Муса Джалиль был посмертно удостоен Ленинской премии.

Памятник представляет собой пространственно-развитый комплекс, состоящий из трёх основных частей: площадки-стилобата, скульптуры и гранитной стенки.

По длинному основанию трапеции площадки возведена стенка из гранитных блоков, частично полированных, частично лишь слегка обработанных. На блоках — стилизованные изображения ласточек и три цитаты из стихотворений Мусы Джалиля (на татарском и русском языках).

Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме Плётцензее поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме.

25 августа 1994 года в память о соратниках Мусы Джалиля на гранитной стенке был открыт посвящённый им барельеф. Он представляет собой портреты десяти членов татарского подполья: Гайнана Курмашева, Абдуллы Алиша, Фуата Сайфульмулюкова, Фуата Булатова, Гарифа Шабаева, Ахмета Симаева, Абдуллы Батталова, Зинната Хасанова, Ахата Атнашева и Салима Бухарова.

 

Площадь 1 Мая (Пло́щадь 1 Ма́я, ранее Спасская, Ивановская, Александровская XVI - XVIII)  — наиболее древняя часть города, формировалась в течение XVI - XVIII веков и выполняет в Казани ту же роль, что Красная площадь в Москве.

Предположительно в ханское время здесь был караван сарай, позже на его месте с XVII века были деревянные торговые ряды («Гостиный двор»). Здесь располагались таможня и двадцать четыре торговых ряда, насчитывавших более шестисот всевозможных торговых заведений, где постоянно, зимой и летом, шла бойкая и шумная торговля.

Долгое время как общественный центр города площадь была местом оглашений царских указов, торжественных церемоний, публичных наказаний, во время пугачёвского восстания 1774 г. — местом его неудачного артиллерийского (пушечного) штурма Казанского Кремля, а в годы революций 1905—1907 и 1917 гг. — местом массовых митингов.

В начале ХХ века по площади пошли трамваи, точнее, с 28 мая 1905 года. Именно в этот день открылось пробное движение трамваев на электрической тяге от здания городской думы по Воскресенской (ныне улица Кремлёвская) и Ново Горшечной (Бутлерова) улицам ко Второй Горе (ныне улица Волкова).

Исходное название площади — Спасская по соответствующей башне Кремля XVI века. В ХVII в. площадь переименована в Ивановскую по расположенному рядом Иоанно-Предтеченскому монастырю. Во второй половине века и до Октябрьской революции площадь была Александровской по установленному здесь памятнику российскому императору Александру II. Нынешнее название в честь Дня солидарности трудящихся площадь получила в 1918 г.

Исторически площадь была отделена от остальной части города глубоким оборонительным рвом Казанского Кремля с перекинутым через него деревянным мостом. Впоследствии в конце XIX века ров был засыпан, а мост разобран.

Ранее на площади впритык к Спасской башне также находилась военная церковь Спаса Нерукотворного Образа в красно-черных цветах, которая была снесена. В советский период на этом месте некоторое время была композиция с символикой 10-летия образовния ТАССР.

На площади 1 Мая существовал с 1895 года и был снесён в 1918 году памятника Александру II. В рамках выполнения ленинского плана монументальной пропаганды на пьедестале от снеснного памятника Александру II 1 мая 1920 года был установлен памятник «монумент Труда», или «Освобождённый труд». Затем на этом месте был установлен памятник Ленину. В 1951 году памятник Ленину было решено переместить на новую главную площадь города — Свободы, а на площади 1 мая был установлен памятник Сталину, который простоял несколько лет. 3 ноября 1966 года на этом месте был сооружен монументальный комплекс-мемориал в составе памятника Герою Советского союза Мусе Джалилю и барельефа героям татарского сопротивления в немецко-фашистском плену («группе Курмашева») на гранитной площадке с цветником и скамейками.

На площади расположены важные объекты городского значения и здания-архитектурные достопримечательности — Национальный музей (ранее — Гостиный двор) и комплекс зданий Мэрии и городской Думы.

Спуск от площади 1 Мая к площади Тысячелетия и началу улицы Баумана — единственное место в городе, где уложена брусчатка из округлых камней. Во второй половине 1980-х гг. к визиту в Казань Лигачёва брусчатка была закатана в асфальт за одну ночь, однако уже через несколько недель было принято решение о восстановлении этой исторической городской достопримечательности, и каждый её камень пришлось очищать от асфальта вручную в течение многих месяцев.

 С площади хорошо просматривается Волга с её живописным правым берегом, на котором раскинулось старинное село Верхний Услон, основанное в 1594 году… но это уже совсем другая история…….

Город Казань – столица республики Татарстан. Город с населением 1,3 млн. человек расположен на левом берегу реки Волги,  расстояние до столицы России Москвы  820 км.  Протяжённость города с севера на юг — 29 км, с запада на восток — 31 км.

Благодаря выгодному географическому расположению, про Казань часто говорят, что это место, где пересеклись Восток и Запад. Город исторически впитал в себя колорит двух разных мировых культур – мудрого Востока с его любовью к волшебным сказкам, пышному убранству и рационального Запада с его деловой хваткой и активной экономической деятельностью. Золотые купола церквей и стройные башни минаретов стоят рядом.

Гордится Казань и своей культурной деятельностью: ежегодно здесь проводятся международные театральные и музыкальные фестивали. Международный оперный фестиваль им. Шаляпина. Фестиваль классического балета им. Нуриева, Международный фестиваль современной камерной музыки «Европа-Азия», литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-Фест».

Вы можете прочувствовать уникальные традиции татарского народа на главном  национальном празднике САБАНТУЙ (Праздник плуга).

Его история  уходит  в глубокую древность, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи. Праздник Сабантуй вошел в список шедевров всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Неофициальный титул Казани – спортивная столица России. Город неоднократно становился местом проведения спортивных соревнований различного международного уровня.

В январе 2021 года получила новый статус, зарегистрирован бренд:

«Казань – гастрономическая столица России.»

 

Эта информация может вам пригодиться, когда вы будете составлять новые  векторы своих путешествий и планировать места отдыха.

Обращаем Ваше внимание, что в нашей сети действует ограничение на бронирование:
Если до вашего заезда менее 3 дней вы сможете забронировать квартиру на 1 сутки
Менее 7 дней на двое суток
Менее 10 дней на 3 суток

Звоните нам и мы подберем для вас квартиру

О нас

Мы предлагаем вам варианты проживания в разных районах нашего города, у нас есть квартиры, как от экономного сегмента, так и "Евро" варианты в центре нашего Города. Хотим обратить Ваше внимание, что мы сдаём свои квартиры, а не занимаемся подбором жилья, а соответственно не берём с Вас и не закладываем в стоимость дополнительные комиссии. По дополнительному запросу, обеспечиваем трансфер с аэропорта или вокзала Вашего прибытия. У нас вы можете заказать экскурсии , как по городу, так и за его пределами.

Организациям и студентами предоставляются индивидуальные условия

Отзывы наших клиентов

В отзывах на своем сайте мы можем написать все, что угодно, как у других расписать какие мы красивые и умные, но вместо этого хочу вас заверить, что обращаясь к нам, вы 100% можете быть уверены в, том, что по приезду в наш город, вам не придется искать жилье заново. Мы предлагаем вам только наши квартиры, а не занимаемся подбором квартир!
Все фотографии соответствуют действительности. Если квартира эконом сегмента мы не выставляем фотографии из люксовых квартир.

На Авито вы можете ознакомиться с реальными отзывами

Также вы можете нас найти на любых других ресурсах по бронированию: суточно.ру, броневик.ру островок.ру букинг.ру арнби.ру