Старо-Татарская слобода

Город Казань – столица многоконфессиональной республики. Чтобы лучше познакомиться с историей татарского народа, его самобытностью, архитектурой, традициями, мы прогуляемся по Старо-Татарской слободе уникальной исторической части города Казани, сохраненной и отреставрированной благодаря принятым в 1992 году  постановлениям Правительства  Республики, цель которых: сохранение и использование  историко-культурного природного комплекса, возрождение национального, культурно-просветительского, ремесленного и торгового центра.

После завоевания Казани в 1552г. войсками Ивана Грозного мусульманам было запрещено жить в черте  городов, крупных населенных пунктах вблизи судоходных рек. Но часть татар, отнесшихся лояльно к новой власти, смогли получить разрешение царя на проживание вблизи Казани, а именно на пустынном левом берегу озера Кабан (которое мы с вами еще увидим) за пределами черты средневековой Казани. С этого момента и появилась Татарская Слобода, ставшая центром татарской культуры, интеллигенции и купечества, и названная в конце XVIII века Старо-Татарской слободой, так как после сильного пожара в Казани на юго-восточной окраине города появилась Ново-Татарская слобода, заселенная преимущественно рабочим и ремесленным населением.

И начнем мы с вами знакомство со слободой с Дома купца Софы Бахтеева (ул. Г.Тукая,72),  который  является одним из интереснейших памятников народного татарского зодчества начала века. В Старо-Татарской слободе проживали купцы, зажиточные люди.


Первое, что бросается в глаза — это яркая окраска дома. Такая окраска  была характерна для татарских домов той эпохи. И мы свами еще сможем убедиться в этом. Дом изначально был построен в 1903-1906 гг. по проекту архитектора Фомы Петонди (построил в Казани 150 домов) известным торговцем Сафой  Бахтеевым для своей семьи. Сам Сафа  Абрарович Бахтеев  разбогател на торговле галантереей и мануфактурных товаров.

Дом построен  в традиционном татарском стиле, относится к памятникам истории и архитектуры, является объектом культурного наследия республиканского значения. Дом Сафы Бахтеева как птица феникс, возродился из пепла. Он был полностью уничтожен пожаром в начале 2000-х годов. Спустя только 16 лет памятник архитектуры восстановили по сохранившимся историческим фотографиям.

Двухэтажный пятистенный сруб с каменной лестничной клеткой и выходит главным фасадом на Юнусовскую площадь. Внешнее архитектурное убранство дома носит выраженный национальный характер: сруб, обшитый досками, большие окна с массивными наличниками, карниз перебит тремя глубокими стрельчатыми арками, обрамленными «кружевами» из железа с характерным татарским орнаментом.

Сегодня здесь расположено ателье, где все мерки снимают вручную, аутентичные вышивки воссоздаются по историческим материалам. Это дом современной татарской моды. Здесь можно увидеть, потрогать, примерить, приобрести практически все элементы ставшего таким популярным в последние годы одежды в стиле фолк. Их модели – это своеобразный симбиоз национального костюма и современного тренда.

Дальше в направлении  Юнусовской площади,  красивый особняк старой Казани, называемый в народе  Дом Шамиля (ул. Г.Тукая, 74).  Дом Шамиля является яркой  достопримечательностью   Старой Татарской слободы, памятником архитектуры и объектом  культурного наследия  регионального   (республиканского)  значения.

На этом месте в 1863 году  по заказу крупного татарского купца первой гильдии Ибрагима Апакова, миллионера, торговца мануфактурой и владельца солидного недвижимого имущества, был  построен дом в стиле модерн в псевдоготическом и псевдомавританском направлении.  Общий архитектурный облик особняка представляет собой вариации на темы средневековой европейской архитектуры, но из многообразных форм архитектурного декора выбраны мотивы, наиболее отвечающие вкусам местного населения. Во внешнем облике соединились элементы европейской и татарской архитектуры.  Здание похоже на замок с башнями, шпилями и эркерами.  Главный фасад обогащён большим эркером над парадным подъездом, изобилует декоративными элементами: машикулями,  аркатурными  поясками, лепными вензелями, башенками с кованными завершениями. Несмотря на такое смешение стилей, дом выглядит вполне гармонично. Дом был оборудован по последнему слову техники: здесь функционировал лифт.

История дома такова, что в 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за третьего сына имама Шамиля-предводителя восстания кавказских народов за освобождение — 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи Шамиля. В связи с этим, каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка. После пожара 1903 года архитекторами Г. Б. Руш, и Ф. Р. Амлонг дом был перестроен. В 1906 году во время очередной поездки в Кисловодск Мухаммед-Шафи скончался, и вдова с дочерьми, (одна из  которых  Фатима-Зухра вышла замуж за революционера Мухаммед-Али Дахадаева, в честь которого названа Махачкала)  вскоре переезжает в Санкт-Петербург. Усадьба с домом была продана преуспевающему 25-летнему купцу второй гильдии Валиулле Ибрагимову, который  открыл в доме конфетную лавку и стал впоследствии известен как «конфетный король» Казани.

В 1919г. собственность купца Валиуллы Ибрагимова экспроприировали. Дом Шамиля был заселён жильцами, и оставался жилым до 1981 года.

В 1986 году здесь был  открыт Литературный музей Габдуллы Тукая (1886-1913гг.) — филиал.     Выбор здания для размещения музея Тукая в Казани не случаен. Этот особняк расположен на улице, которая напрямую связана с журналистской и публицистской деятельностью поэта. Теперь она названа его именем.  В истории татарской национальной литературы Габдулла Тукай занимает особое место, его также называют «татарским Пушкиным». Прожив яркую, но короткую жизнь, всего 27 лет, Габдулла  Тукай заложил фундаментальную основу татарского языка и литературы. А часть экспозиций музея рассказывает о татарском народе, о быте, традициях и обычаях Старо-татарской слободы на рубеже 19-20 веков.

На противоположной стороне улицы  там, где сейчас стоит супермаркет «Бәхетле»,  находился кинотеатр «Чаткы» («Искра») . Он был открыт в 1925г. по инициативе первой в Поволжье киноорганизации Таткино, Здесь шли кинофильмы с титрами на татарском языке. Если же по какой-либо причине не было титров, то в кинотеатре работал «специальный глашатай-переводчик». В 1965году  на этом месте построили  кинотеатр имени Г. Тукая, который просуществовал до 2000-х годов.

Юнусовскую площадь. Площадь являлась местом, где собиралась общественность слободы, и на карте города она появилась по указу Екатерины II, которая во время знакомства с городом   отметила, что в Татарской слободе нет площади. И это учли, обозначив территорию на пересечении улиц Екатерининской (ныне Г.Тукая) и Поперечно-Захарьевской  (ныне Ф. Карима) как площадь, на которой согласно генплану застройки 1767 года предполагалось строительство соборной мечети. Но площадь, облюбованная богатыми купцами и мурзами, стала застраиваться преимущественно каменными зданиями-особняками по проектам лучших казанских архитекторов того времени. И первым самым большим особняком был дом Юнусовых, откуда и пошло название самой площади.

Во время революций 1905—1907 гг. и 1917 г. на площади проходили массовые собрания, митинги, манифестации татарского населения. В 1920 году была образована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика и на площади был сооружён первый памятник главному татарскому революционеру Муллануру Вахитову,

В советское время  площадь превратили в сквер – это пример исламского четырехчастного сада, в основу которого заложен принцип «чор-бак», что в переводе с арабского означает «четыре сада», её углах-частях были разбиты мини-скверы: «сад любви»», сад вздохов», «сад слез» и «сад печали».

И вот перед нами этот особняк Дом Юнусовых-Апанаевых,

построенный в стиле классицизма. Изначально домом владели состоятельная семья Юнусовых — богатые татарские  купцы-миллионщики. Их состояние оценивалось в более трех миллионов рублей — огромный капитал для дореволюционной России. Юнусовы были владельцами кожевенного, юфтяного завода и кумачовой фабрики, занимались торговлей. Однако весь город знал их не только как купцов, но и как благотворителей. Они содержали мусульманский приют для детей-сирот, оказывали помощь в строительстве и содержании мечетей. Для своих нужд они построили дом,  который спроектировал в XIX веке архитектор Литвинов, решивший, что классицизм подойдет как нельзя лучше для дома зажиточных татар. В этот период состоятельные татары   стали отправлять своих детей на учебу в европейские страны. Прожив некоторое время в Европе, они возвращались домой с новыми  представлениями об  образе жизни и быте, внедряя новшества и при строительстве домов. Но  при  всем этом, особняк Юнусовых является ярким образцом традиционного татарского образа жизни начала XX века,  состоит из  мужской и женской частей. И как писал Карл Фукс, мужская часть у богатых обустраивалась по последнему слову европейской моды: предметы мебели, часы, украшения дома, занавески, дверные ручки — все выписывалось по каталогу из Европы. Даже свою национальную одежду мужчины поменяли на европейский костюм. Татарки же предпочитали одеваться в  национальные наряды, да и женская половина дома представляла собой восточную сказку: практически не было мебели, но стояли очень красивые сундуки,  кругом расстелены разноцветные персидские ковры, подушки,  на маленьких столиках расставлена фарфоровая посуда, самовар.

Это была городская усадьба с целым комплексом зданий: каретники, конюшни, склады и хозяйственные помещения, бани, флигели для проживания слуг, прекрасный сад с беседкой и фонтаном.  Дом несколько раз перестраивался.

Через некоторое время владелец дома Губайдулла Юнусов продал его купцу Мухаммадбадретдину Апанаеву. После приобретения Апанаев реконструировал здание. Он открыл в купленном доме бесплатные кабинеты по медицинскому обслуживанию бедных слоев населения.  С 2006г. по 2009г. год в доме Юнусовых-Апанаевых была проведена реставрация, и фасад здания украшает новая лепнина в стиле барокко с вензелями на арабском языке. На доме сохранился в виде картуша девиз рода Апанаевых: «Спеши творить добро».  Были заново отреставрированы кованые ворота и старинные дубовые двери. Полностью был восстановлен вестибюль здания.

Сейчас здесь находится дневной стационар и травматологический пункт поликлиники №7.

Напротив Дома Юнусовых-Апанаевых находится невысокий особняк Дом Беркутова (ул.Фатыха Карима, 11).

Одноэтажный деревянный, на каменном цоколе дом расположен на бывшей Юнусовской площади. Он обращен к ней своим главным вытянутым фасадом, отмеченным на крыше треугольным чердачным выступом. Образец деревянного городского зодчества, в декоративном оформлении которого использовано сочетание мотивов татарской народной архитектуры с профессиональными, преломленными через формы модерна.  Дом с зеленым фасадом построили для врача 5-й полицейской части Казани Николая Беркутова. Точный год строительства неизвестен: судя по документам нынешних владельцев, это случилось в 1917-м, хотя краеведы считают, что работы начались еще в 1903г. Дом был спроектирован как его городская усадьба: в одной части врач жил, во второй принимал больных. (**)

Беркутов специализировался на лечении ревматизма и прославился в Казани тем, что не брал денег за прием с бедных пациентов. Репутация доктора‑благотворителя послужила ему впоследствии «охранной грамотой» — во время революции и последующие годы ни дом, ни его хозяин не пострадали. Николай Иванович Беркутов дожил до 1932 года и до конца продолжал заниматься врачебной практикой. Его, конечно, вызывали на беседы в «органы». Но быстро отпускали, признавая полезным «трудящимся» элементом.

Продолжаем свой путь по улице Ф. Карима (поэзия Фатиха Карима — одна из вершин татарской литературы периода Великой Отечественной войны, погиб в 1944году под Кенинсбергом).

Мы подошли  к  историко-архитектурному памятнику  Дом «Каушчи» (ул. Ф. Карима, 7).

В конце 19 века уроженец деревни Чувашлы Казанского уезда Казанской губернии Садык Каримов построил одноэтажный деревянный дом. Он был мастером по производству азиатской обуви и стал известен среди мусульман Казани как Каушчи Карим.       Производство и торговля азиатской обувью в дореволюционной Казани, при хорошем качестве товара и с учетом немалого на него спроса, относилось к категории успешных и перспективных предприятий.

После революции дом предпринимателя передали под коммунальные квартиры. В 2003 году жильцов выселили, а в 2012 году был снесен, уцелела только передняя стена дома. Сейчас здание реконструировали, восстановлением памятника занимался татарский художник Марат Якушев. Дом представляет собой типовой татарский дом из двух частей, когда низкая фасадная часть выходит на улицу, а двухэтажная часть находится во дворе.

Дальше  мы с вами выходим на улицу Каюма Насыри, которая на­зы­ва­лась За­ха­рьев­ской. Такое на­зва­ние она по­лу­чи­ла от на­хо­див­шей­ся на конце улице церк­ви «За­ха­рии и Ели­за­ве­ты», разо­бран­ной в 1925 году. В 1930 году улица была пе­ре­име­но­ва­на в честь та­тар­ско­го уче­но­го-просветителя Каюма На­сы­ри, музей которого находится неподалеку на улице Парижской Коммуны. В 2013 году, после про­ве­де­ния ре­став­ра­ци­он­ных работ, улица стала пе­ше­ход­ной.

И конечно, такая плотно застроенная территория, на которой проживала большая часть татар, не могла оставаться без религиозных храмов. А так как татары исповедовали ислам, то только на одной улице мы с вами  увидим и  сможем посетить две мечети Апанаевскую и Марджани.

       В 1766 году императрица совершая путешествие по Волге, посетила и город Казань. Здесь она приняла депутацию татар, а по возвращении в Петербург, откликаясь на одну из просьб, издала указ о разрешении строить в Татарской слободе Казани каменную мечеть. Так, по воле «аби-патша» (добрая бабушка в переводе с тат.) на высоком берегу озера Кабан практически одновременно развернулось строительство большой двухэтажной каменной мечети в стиле русского провинциального барокко (ныне мечеть Марджани) и мечети Апанаевской, с которой  и начнем знакомство.

Апанаевская мечеть (Вторая соборная, Байская) (ул.К. Насыри, 29)  построена в 1767-1771 гг. году на средства богатого купца Якуба Султангалиева.

Ш. Марджани приводит интересные сведения о том, что прежде все обряды проводились прямо на суконном заводе купца Я. Султангалеева.  Для этого на чаны ставились доски, на которых правоверные читали пятикратный намаз. Такие богослужения приводили порой к курьезным случаям. Однажды во время молитвы доски разошлись, и мулла упал в котел, на счастье с холодной водой. До самой своей кончины купец опекал новую мечеть, и благодаря его усилиям она превратилась в подлинное архитектурное украшение города.  К сожалению, у  Якуба  Султангалеева не было детей, и  к концу XVIII века его род прекратил свое существование.

С этого времени в приходе начинает доминировать многочисленная и богатая купеческая фамилия Апанаевых, которая оказывала всяческую помощь по содержанию этой мечети. И эта мечеть впоследствии стала называться Апанаевской.

После завоевания Казани Иваном Грозным татарам было запрещено исповедовать  свою религию, что наложило отпечаток на архитектуру культовых сооружений татар. В отличие  от мечетей других мусульманских народов, у татар мечеть представляет собой традиционный дом с двухскатной крышей и со входом в минарет внутри дома. Архитектурный стиль комбинирует в себе элементы московского барокко и татарские акценты. Сначала здание состояло из одного большого зала. Но позднее было принято решение о возведении еще одного яруса. В 1882 году вокруг мечети была построена кирпичная ограда и одноэтажная лавка. Годами позже лавка расширяется – возникает второй этаж. Апанаевская мечеть напоминает резную деревянную шкатулку, хотя и построили её из грубого камня.

Если нам позволят, то сможем пройти внутрь и увидеть красоту внутреннего убранства. Проходя в молитвенный зал, сразу в поле зрения попадает михраб.  Он представляет собой нишу, украшенную аркой и двумя колоннами. Ниша выступает в роли указателя (направление на Мекку-киблу) для молящихся, куда необходимо обращать свои священные слова. Михраб оформлен надписями и эффектными орнаментами.  Стены мечети украшены орнаментом, мозаикой, цветными витражами, изразцовыми панно, резьбой и различными бронзовыми изделиями. Молитвенный зал является колонным, купол отличается внушительным размером. Колонны располагаются поперек михрабу.  Михраб  является главным элементом мечети. Данная конструкция представляет собой кафедру, с которой имам-хатыб осуществляет произношение исповеди. Другим ведущим элементом мечети выступает минарет. Он выполнен в виде круглой башни, с которой священнослужитель верующих призывает к молитве. При Апанаевской мечети было учреждено медресе. В советское время  в здании мечети располагался детский сад. Лишь спустя несколько десятков лет, в 1995 году мечеть была возвращена мусульманской общине и  восстановлена лишь к концу 2011 года. Сегодня обитель является действующей. Ее посетить может каждый верующий человек с соблюдением требуемых правил посещения мечети.

Апанаевская мечеть расположена в центре Старо-Татарской слободы, в которой проживали татарские мастеровые, ремесленники и торговцы. Здесь было большое количество ремесленных мастерских. В особенности занимались меховыми и кожевенными ремеслами. О чем свидетельствуют названия двух прилегающих улиц: Кунче (кожевник) и Сафьян (овечья кожа).

А мы продолжим наш маршрут по маленькой улочке, называемой Кунче (Переулок Апанаевский).

Улочка примечательна тем, что длина ее всего 100 м, а ширина 3,5м. После реконструкции она стала исключительно пешеходной и представляет собой стилизацию под позапрошлый век: фонарные столбы, особые лавочки, интересные широкие ступени и уникальные декоративные ниши. Вот по этой улочке  и доставляли к пристани   на берег озера Кабан готовый товар ремесленники, отсюда забирали   кожу и другое сырье для своего производства.

Вот и закончилась улочка и перед нами озеро Кабан. Перейдем дорогу и пойдем дальше по набережной.

Озеро Кабан (нижнее, среднее и верхнее) и вытекающая из Нижнего озера протока Булак, впадающая в Казанку – являлись водоразделом между русской и татарской частью города. Но уже с тех времен про озеро ходило много легенд и историй, оно овеяно дымкой преданий и  воспето поэтами.   Существует несколько версий, почему оно так называется. По одной версии, слово «кабан» происходит от древних тюркских корней «каб-куб», что переводится как «выемка в земле», «яма», в том числе и «водоем». Позднее «кабанами» стали называть диких свиней – они и в земле роются, образуя ямки, и обитают вокруг озера.

Само возникновение озера обросло легендами. Одна из них рассказывает, что много лет назад первых поселенцев привел в эти места святой старец по имени Касым-шейх. Однако, когда люди увидели вокруг лишь болота и густой кустарник, они возроптали: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?» Тогда святой старец расстелил свой бешмет, помолился Богу, взялся за край бешмета и поволок его за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло озеро с чистой и целебной водой. Если смотреть сверху, Ближний Кабан и впрямь напоминает нам расстеленный бешмет с двумя рукавами — Булаком и Ботанической протокой. Правда, по мнению ученых, озера —  возникли как старичные на месте бывшей крупной излучины реки Волги в результате осложнения карстовыми провалами., и возраст озерной системы оценивается в 25-30 тыс. лет.

Главная легенда и история озера Кабан связана с таинственным образом исчезнувшей ханской казной. Клад не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов и имеет множество аргументов за и против той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища.

По преданию, передававшемуся из поколения в поколение, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно ночью опущена на дно озера, где-то в северной его части.

Эта легенда нашла отражение в поэме татарского писателя и поэта Габдуллы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»:

 

«…В те дни, когда московские войска

Шли с пушками сюда издалека —

Все наши ханы, прежде чем сбежать,

Богатства стали в озеро кидать:

И золото свое, и серебро, —

Не оставлять же недругам добро!

С тех пор лежат сокровища на дне,

Да как ты их разыщешь в глубине?

Но утешенье есть у мудрецов:

Ведь высохнет вода в конце концов… »

Однако и без легендарных драгоценностей озеро Кабан — одна из главных достопримечательностей Казани.  Это целая водная система, тянущаяся более чем на 7,5 км и состоящая из трех крупных озер Ближний (Нижний) Кабан (самый северный), Дальний (Средний) Кабан и Верхний (Борисковский) Кабан, соединяющих их Ботанической протоке и протоки Булак.

С XVI по XIX века озера Кабан использовались в качестве основного источника водоснабжения. Вода озер употреблялась для питья, для стирки белья, купания, полива и других нужд. На озерах отдыхали, катались на пароходах и лодках, ловили рыбу. Берега Среднего Кабана были заняты дачами и усадьбами богатых казанцев Апанаевых, Буркаевых, Сайдашевых, Унжениных.

Выйдя к озеру Кабан, мы оказались на улице, которая носит название Шигабутдина Марджани. И ему  установлен памятник (2018г.), выполненный скульптором Мирзаджаном Байкиевым.

Родился  Шигабудин  Марджани 16 января 1818 года в деревне Ябынчы  (Епанчино) Царевококшайского уезда Казанской губернии Российской империи. Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, в Бухаре и Самарканде.В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний он возвращается на родину. В марте 1850 году был назначен имамом Первой соборной мечети, которая в настоящее время носит его имя, и прослужил в этом звании 40 лет. Одновременно в 1876-84 годах преподавал вероучение в Казанской татарской учительской школе.

Личная жизнь выдающегося имама была полна трагических коллизий. Добившись огромного общественного успеха и признания, он, тем не менее, до самой своей кончины вынужден был оплакивать горечь безвременных утрат. Он пережил трех своих жен и проводил в последний путь семерых детей от второго брака с Бибинагимой Хусаиновной Апанаевой. Тяжелейшим ударом для Шигабутдина хазрата стала смерть в 1885 году сына Махмуда, которого он считал своим преемником, талантливым и перспективным богословом, историком.

Марджани выдерживал удары судьбы с достоинством истинного мусульманина. Этому способствовали суровый, волевой характер, выдержанность и мудрость имама, чья личность в глазах современников быстро приобрела романтические черты. Умер 18 апреля 1889 года в Казани. Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

Один из первых мусульманских учёных — член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. В своих богословских и философских трудах развивал религиозно-реформаторские и просветительские идеи. Марджани при­над­ле­жит бо­лее 30 со­чи­не­ний на арабском, татарском и персидском язы­ках. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны его тру­ды по ха­на­фит­ско­му пра­ву, ка­ла­му и ис­то­рии ис­ла­ма. Именем Шигабутдина Марджани назван издательский дом, специализирующийся на выпуске литературы по исламоведению.

Его именем названа Первая соборная мечеть (Юнусовская мечеть). Его именем названа одна из улиц в Старо-татарской слободы. В столице Татарстана успешно работает  Институт истории имени Шигабутдина  Марджани Академии Наук Республики Татарстан.

На этой улице также удалось сохранить  дома богатых, зажиточных татар  той эпохи. Это традиционные дома усадебного типа с  каменным первым и дере­вянными верхними этажами, чья планировка позволяет отчасти реконструиро­вать быт высших слоев татарского общества Казани того времени. На первый взгляд внешне они очень похожи на русские дома такого же типа. Однако узор наличников, националь­ные орнаменты на фасаде, тот факт, что большая часть дома находится в глубине двора, более яркий окрас стен, а также само устрой­ство, интерьер и планировка дома (например, наличие зимнего и летнего, имитирующего юрту дома, деление на мужскую и женские половины, закры­тый двор, традиционный для мусульман, живущих в жарких странах) суще­ственно отличают эти усадьбы от русских купеческих домов.

Один из наиболее характерных пред­стави­телей татарского купеческого дома — усадьба «Вали-бая» (ул. Ш.Марджани, 16),  яркий образец сочетания приемов классицизма с народной архитекту­рой. Это угловой жилой дом с мезонином и мансардой на цокольном каменном этаже. Усадьба «Вали-бая» — это комплекс жилых, складских, хозяйственных, служебных и торговых помещений, объеди­ненных в единое целое переходами.

Дом был построен в 1823 году купцом Ядыгаром Ишимовым. В 1870-е годы дом купил купец второй гильдии Валиулла Гизетуллин (Вали-бай), сколотивший состояние на торговле чаем и хлебно-бакалейными това­рами. Вали-бай был важным членом казанской общины, меценатом, гласным городской думы, членом губернского присутствия и татарского сиротского суда.

Нижний кирпичный этаж не оштукатурен, имел хозяйственную функцию. Мезонин в три окна ориентирован на главный фасад. Флигель примыкает к дому со стороны улицы Султана. Двухэтажный кирпичный склад с арочными воротами, снабжёнными железными ставнями, находился в глубине участка. Частично сохранились деревянные галереи на уровне второго этажа.

Усадьба примыкает к мечети  Аль-Марджани (ул. К. Насыри, 17)-  обители, являющаяся воплощением многоконфессиональной веротерпимости в России. История мечети Аль-Марджани началась в 1767 году, когда в Казань приехала Екатерина II. Получив разрешение императрицы, в 1768 года  летом началось возведение  этой мечети, которое закончилось в 1770г.

Мечеть Аль-Марджани – это единственная мечеть в Казани, построенная на коллективные деньги. Шигабутдин Марджани упоминал, что на строительство мечети 62 человека собрали 5 тыс. рублей, а несколько благотворителей пожертвовали для возведения мечети свои усадьбы.    Архитектор здания до сих пор неизвестен. По одной из версий, им был Василий Кафтырев (-первый профессиональный казанский архитектор, по его проектам построены церковь Четырех евангелистов, снесенная в 30-годы и на ее месте простроено здание в стиле «сталинский ампир», мечети Марджани и Апанаевская, комплекс Адмиралтейской конторы, дом Чекмарева-Каменева, Архиерейская дача, здание Присутсвенных мест в Кремле) Возможно, что к работе по строительству храма привлекались московские зодчие. Каюм Насыри писал, из-за того, что храм строился в большой спешке, было неточно определено направление на Мекку, поэтому кибла оказалась несколько смещенной. Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Сооружение построено в традициях средневековой татарской религиозной архитектуры — с высоким минаретом на крыше, а также с использованием стилевых форм барокко. Винтовая лестница, расположенная внутри минарета, поможет вам подняться на верхний ярус и увидеть круговой балкон для муэдзина. Ярусы минарета почти лишены декора. Арочные высокие проемы окон второго этажа обрамляют барочные наличники. Минарет имеет позолоченные наконечники с полумесяцами. Стены окрашены в белый цвет, а крыша в зеленый. Первый этаж строения занимают служебные помещения. На втором находятся молельные залы. Их своды и стены украшают зеленая и голубая лепнина и позолоченные орнаменты. Интерьер выдержан в строгом стиле, характерном для ислама. Внутреннее пространство мечети разделено на два зала.   В 1885 году решено было перестроить минарет, и его кардинально изменили: была уменьшена его высота. Кровлю мечети, которая до этого имела килевидную форму (очень напоминавшую Петропавловский собор), сменили на скатную крышу, закрыв практически полностью восьмигранный нижний ярус минарета. В мечети выделены залы для женщин и отдельно для мужчин.

Мечеть Аль-Марджани еще известна как Юнусовская. Это название связано с казанской купеческой династией. Юнусовы жертвовали большие деньги на ремонт мечети, а также содержание имамов (имам-предводитель молитвы , духовное лицо которое заведует мечетью). В 1849 году в Казань с торговым караваном из Бухары приехал молодой, но уже известный богослов Шигабутдин Марджани. Ибрагим Юнусов пригласил талантливого Марджани на должность имам-хатиба и мударриса Первой соборной мечети.

В советский период мечеть Аль-Марджани была единственной действующей мечетью в Казани, но тягостные события этого времени не обошли ее стороной: здесь размещался кустарный цех – артель инвалидов «ИРЕК». В цеху производили клей, лаки, краски, олифу.

Сегодня мусульманский храм открыт для прихожан круглосуточно – мусульмане могут зайти в мечеть даже ночью и помолиться.

Самой древней реликвией, хранящейся в мечети Аль-Марджани, является надмогильный камень Мухаммад-Гали бека эпохи Казанского ханства. Надгробный камень был найден в 1814 году на Воскресенской улице (ныне – Кремлевская) при строительстве чайного магазина. Скорее всего, находка была обнаружена при Гостином дворе, где сейчас находится Национальный музей РТ.  На камне написано: «Да будет благословление и спасение Махоммеду, сказавшему: «Мир сей не вечен». От Эгиры в 936 году (1529) в месяце Зулькагиде, убит от рук иноверца Мухаммед-Галей – сын  Мухамед Шаха». Речь идет о гибели представителя татарской аристократии, вероятно, в период второй Русско-казанской войны.

Аль-Марджани – мечеть, является объектом культурного наследия России в Татарстане, объектом культурного наследия России федерального значения.

Рядом с мечетью Аль_Марджани вы видите на здании надпись     «Казанский исламский колледж». История этого здания начинается, когда в Казани было завершено строительство мечети. В одном из ее помещений разместился мектеб. Занятия здесь проводились в течение 20 лет, а затем, видимо из-за увеличившегося количества учащихся, новый мулла мечети     И. Хузяш выстроил отдельное здание медресе на берегу о. Кабан. Со временем и оно пришло в ветхость, поэтому в 1837 г. купец Г.М. Юнусов специально для училища построил большой полукаменный дом на современной ул. Ф.Карима. Именно здесь  и начал свою педагогическую деятельность видный ученый и просветитель Ш. Марджани. Будучи талантливым педагогом, Ш. Марджани реформировал, насколько это было возможно в те годы, учебный процесс. Но после того, как мударис  Ш. Марджани отказался от сотрудничества с попечителями прихода братьями Юнусовыми и прекратил преподавательский процесс в старом училищном здании на ул. Ф.Карима, было возведено в 1880-1881гг. новое  здание медресе «Марджания». В этом медресе в разные годы учились: артист С.Х. Айдаров, поэт А.З. Сагди, композитор С. Сайдашев, революционер Х.М. Ямашев.

Медресе́ (араб. — букв. «место учения», «место, где проходит обучение)— мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). Выполняет функцию средней общеобразовательной  школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. В медресе поступают после окончания мектеба (начальная школа). В средние века медресе было единственным учебным заведением в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ.

Также очень примечательной является Усадьба Сабитовых (ул. Ш. Марджани, 8), которая находится на берегу озера Кабан в той части Старо-Татарской слободы, где жило богатое купечество. Усадьба представляет собой наиболее распространенный тип городской усадьбы, когда главный дом и флигель располагаются вдоль красной линии улицы, а службы — в глубине, по периметру участка. Службы имеют навесные галереи. Дом и флигель объединялись когда-то монументальными воротами, закрывавшими внутреннюю часть усадьбы. Дом представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное своим главным вытянутым фасадом к улице. Декор коснулся лишь главного фасада, решенного в формах классицизма.

Хамит Сабитов (1818-1900 гг.) — уроженец д.Чувашлы ныне Высокогорского района, он начал свою торговую деятельность по продаже мануфактурных товаров и азиатских головных уборов в 1852 г.

В 1908-1910 гг. в доме Сабитовых находился клуб «Шарык» (Восточный клуб) — неформальное объединение национальной интеллигенции, целью которого являлось развитие татарской литературы и искусства.

Г. Тукай был постоянным гостем этого клуба. 15 апреля 1910 года Г. Тукай в этом доме читал свою знаменитую лекцию «Народная литература», провозгласив лозунг «Да здравствует народная литература, да здравствует народный язык!». Послушать его собиралась вся казанская интеллигенция.

В мае 1918 г. на втором этаже дома располагался штаб 1-го мусульманского социалистического полка, солдаты которого участвовали в боях на улицах Казани 5-6 августа 1918 г., обороняя город от наступавшего Чехословацкого корпуса.

Сегодня здесь  организован  гостинично-ресторанный комплекс «Татарская усадьба», в котором воссоздана историческая атмосфера татарского купечества. Здесь имеются гостиничные номера, ресторан, проводятся мастер-классы по национальной кулинарии и народным промыслам, встречи Нового года и другие интересные мероприятия.

Никто из выдающихся ученых и деятелей культуры Казани – а их было немало в разные времена, не мог сравниться с Карлом Федоровичем Фуксом (1776-1846гг.). Удивительно, но будучи уже сложившимся учёным, Карл Фукс, немец по национальности, в свои 29 лет решил посвятить свою жизнь татарам и Казани – колыбели татарского народа. Особую благодарность испытывало к нему татарское население, с которым у Карла Фукса сложились взаимные доверительные и добрые отношения. Татары называли Фукса «Табиб Фукс». Он был единственным в городе врачом, которого звали в мусульманские семьи, если требовалась медицинская помощь женщинам-татаркам. Карл Фукс с «умыслом» поселился в татарской (не престижной) части Казани, напротив знаменитого Сенного Базара, чтобы быть поближе к «объекту изучения» и жить среди татар. Он знал более 10 языков и с татарами общался на их родном языке. К. Фукс стал одним из беспристрастных летописцев и первым автором этнографических описаний татарского народа в западноевропейской науке. До сих пор имеют историческую и научную ценность его книги: «Краткая история города Казани» и «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».

В Татарской слободе любил бывать Алеша Пешков, будущий известный русский писатель Максим Горький. С удивительной теплотой он вспоминал о ней в своем произведении «Мои университеты»: «Хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной чистоплотной жизнью добродушные, ласковые люди.»

Татарская слобода веками была очагом национальной культуры, религиозным и общественным центром мусульманского населения Казани. И сегодня мы с вами немного прикоснулись к этой истории.

Обращаем Ваше внимание, что в нашей сети действует ограничение на бронирование:
Если до вашего заезда менее 3 дней вы сможете забронировать квартиру на 1 сутки
Менее 7 дней на двое суток
Менее 10 дней на 3 суток

Звоните нам и мы подберем для вас квартиру

О нас

Мы предлагаем вам варианты проживания в разных районах нашего города, у нас есть квартиры, как от экономного сегмента, так и "Евро" варианты в центре нашего Города. Хотим обратить Ваше внимание, что мы сдаём свои квартиры, а не занимаемся подбором жилья, а соответственно не берём с Вас и не закладываем в стоимость дополнительные комиссии. По дополнительному запросу, обеспечиваем трансфер с аэропорта или вокзала Вашего прибытия. У нас вы можете заказать экскурсии , как по городу, так и за его пределами.

Организациям и студентами предоставляются индивидуальные условия

Отзывы наших клиентов

В отзывах на своем сайте мы можем написать все, что угодно, как у других расписать какие мы красивые и умные, но вместо этого хочу вас заверить, что обращаясь к нам, вы 100% можете быть уверены в, том, что по приезду в наш город, вам не придется искать жилье заново. Мы предлагаем вам только наши квартиры, а не занимаемся подбором квартир!
Все фотографии соответствуют действительности. Если квартира эконом сегмента мы не выставляем фотографии из люксовых квартир.

На Авито вы можете ознакомиться с реальными отзывами

Также вы можете нас найти на любых других ресурсах по бронированию: суточно.ру, броневик.ру островок.ру букинг.ру арнби.ру