Площадь Свободы

Современное название получила в 1924 г. Прежнее название — Театральная площадь. Театральная площадь – свидетельница многих исторических событий, была своего рода воротами в Сибирь: здесь гнали на каторгу и уголовников и борцов за свободу и счастье обездоленного люда; в июле 1774 г. на взмыленных конях промчались на штурм Кремля пугачевцы; в 1815 году чествовали победителей Отечественной войны – бойцов Казанского ополчения, возвратившихся домой. В октябре 1917 г. в здании Дворянского собрания на расширенном заседании Казанского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была торжественно провозглашена Советская власть. 1 мая 1918 года на площади прошла первая свободная демонстрация (тогда ее называли «манифестация»). Казанцы увидели тогда живописный портрет Карла Маркса. Художник Николай Фешин нарисовал его специально к этому празднику.

Первое сооружение на Театральной площади появилось  еще в 1802 году – помещик Павел Есипов построил для своей труппы, состоящей из крепостных крестьян, театр. После этого площадь вокруг него и стала называться Театральной.

Здание театра оперы и балета (площадь Свободы,2)

  1. Исторические события, связанные с объектом

Первый театр был построен в 1802 (в некоторых источникам – 1803) году. Это было вместительное деревянное здание, спроектированное для крепостного театра помещика П.Есипова. Труппа его крепостных актеров славилась на всю Россию, а театр считался одним из лучших. Однако в результате пожара 1814 года постановки прекратились, а после смерти Есипова (1814) здание и вовсе было разобрано.

В 1835 году примерно на том же месте (на несколько метров восточнее) был выстроен новый театр, тоже деревянный. Постановки здесь осуществлял знаменитый в то время антрепренер П.Соколов. Но пожар 1842 года уничтожил и это здание. В течение нескольких лет это место использовали как плац для воинских учений, маршировок и экзекуций.

Первое каменное здание театра появилось в 1852 году примерно на том месте, где сегодня находится памятник В.Ленину. Так же, как и первые два, это здание горело – в 1860, 1874 и 1919 годах. Впоследствии его снесли в силу невозможности восстановления.

Активное развитие национального музыкального искусства в начале XX века вызвало потребность в отдельном здании, на сцене которого могли бы осуществляться оперные и балетные постановки. В связи с этим в 1934 году правительство ТАССР постановило открыть в Казани Татарский государственный оперный театр. Разработка проекта здания для нового театра была поручена архитектору Н.Скворцову (г.Москва).

Строительные работы начались в 1936 году (в некоторых источниках – 1933). Пока строилось здание нового театра, артистам приходилось работать на других сценических площадках, в том числе в Татарском государственном академическом драматическом театре имени Г.Камала, который работал тогда в здании на улице Горького (ныне здание театра имени К.Тинчурина) и Большом русском драматическом театре.

В 1941 году театр был переименован в Татарский государственный театр оперы и балета.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы: большая часть артистов ушла на фронт, а оставшиеся артисты выступали на чужих подмостках. Строительство здания театра практически замерло. Строительство было возобновлено сразу после войны.

Строительство было возобновлено сразу после войны. Как вспоминают старожилы, на стройке работали немецкие военнопленные. Н.Скворцов погиб на войне, и архитектором в 1948 году был назначен И. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж)

Здание театра оперы и балета было открыто в 1956-м году новым прочтением оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая»). В том же году театру присвоили имя поэта-героя Мусы Джалиля, который в первые годы работы театра был здесь заведующим литературной частью

В 1998 году в связи с наметившейся необходимостью реконструкции здания театра, принято постановление о его капитальном ремонте. В том же году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания.

Строительные и реставрационные работы вели строймонтажная фирма №2 и фирма «Одак» (Турция). Проект реконструкции здания был разработан институтом «Казгражданпроект». Главный инженер – В.И.Народецкий. Архитектор – Ахмат Рашид Дустиев.

Поскольку было решено театр не закрывать (по опыту других театров это часто ведет к потере труппы), работы вели поэтапно. В 1998 году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания, а с 2003 года началась масштабная реконструкция и модернизация.

  1. Дата строительства

Первый театр был построен в 1802 (в некоторых источникам – 1803) году.

  1. Архитектор

С 1936г. Н. Скворцов из Москвы погиб на войне, и архитектором в 1948 году был назначен И. Гайнутдинов, автор проекта реконструкции здания театра Ахмад-Рашид Дустиев.

  1. Местонахождение Площадь свободы 2
  2. Краткое архитектурное описание (дата, автор, материал, стиль)

Легкое, воздушное, покоряющее своей красотой здание Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля стало поистине украшением центральной площади Казани.

Строительство было возобновлено сразу после войны. Как вспоминают старожилы, на стройке работали немецкие военнопленные. Н.Скворцов погиб на войне, и архитектором в 1948 году был назначен И. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж) и национального орнамента. Его творение мы могли наблюдать вплоть до 2003 года, пока не началась масштабная реконструкция здания.

С обеих сторон боковых фасадов были сделаны полукружия, образуемые наружными стенами. В полукружии по улице Пушкина был установлен памятник А.С.Пушкину работы (скульптор Н.К.Вентцель), а по Театральной – памятник Габдулле Тукаю (скульптор Е.И.Шулик). Плоскость стен боковых фасадов была украшена пилястрами стилизованного коринфского ордера.

Со стороны южного фасада (ул. Дзержинского) были сделаны въездные ворота внутрь театрального двора с ажурной металлической решеткой, выполненной в национальных традициях. С этой стороны театра – небольшой сквер, в котором установлен фонтан.

Главный фасад здания отступает от красной линии застройки улицы Карла Маркса и образует площадку с разбиваемыми по весне декоративными газонами.

Своеобразие архитектурного решения внешнего облика и интерьера здания обуславливается умелым использованием классических форм в сочетании с национальным татарским орнаментом растительного характера. Главный фасад обогащен восьми колонным портиком со стилизованным национальным орнаментом. Колонны портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный первый этаж. Парадный вход акцентируется пьедесталами колонн и балюстрадой между ними.

Стена главного фасада со второго этажа расчленена пилястрами того же ордера, отвечающими колоннам портика. Пять прямоугольных окон размещены между пилястрами в нишах с полуциркульным завершением. С двух сторон у крайних пилястр ниши окон не имеют и украшены характерным национальным лепным орнаментом. Членение плоскости фронтона портика выполнено в традиционных формах татарских построек. Тимпан обогащен барельефом на тему искусства и труда.

В орнаментовке зрительного зала, выполненного в национальном стиле, была использована золотая фольга, которая гармонировала с красным бархатом, которым отделаны поручни ярусов и кресла.

В вестибюле театра установлен скульптурный бюст Мусы Джалиля работы известного татарского скульптора Баки Урманче.

Появление своего здания означало для артистов театра определенную независимость от внешних обстоятельств и возможность плодотворно развивать национальное оперное и балетное искусство. Однако с годами появилась потребность в обновлении здании и улучшении условий для артистов, музыкантов и зрителей.

«При проведении реставрационных работ мы стремились сохранить изначальный замысел авторов проекта театра – архитекторов Н.П. Скворцова и И.Г. Гайнутдинова, и в то же время реализовать то, что им не удалось сделать. Театр был построен в послевоенные годы. Это сказалось на материалах, использованных на строительстве и в минимализме», – отметил в разговоре с журналистами автор проекта реконструкции здания театра Ахмад-Рашид Дустиев.

Произошла и обещанная техническая модернизация театра, которая коснулась всей демонстрационно-зрительской зоны: сцены, зрительного зала, светового и звукового сопровождения. Теперь, чтобы поднять занавес или сменить декорации, нужно всего лишь нажать необходимые кнопки, а не крутить ручное колесо, как оно было раньше.

Сцена может выдвигаться вперед или возвращаться в исходную позицию. В ходе восстановительных работ установлена современная световая и звуковая аппаратура.

Добрались руки специалистов и до оркестровой ямы. Она увеличена, что позволяет поместиться большему количеству музыкантов и, тем самым, сделать музыкальное сопровождение постановок еще более красочным.

Полностью обновлен зрительный зал. Потолок зрительного зала все также украшает знаменитая люстра из горного хрусталя, специально отлитая в г. Мытищи Московской области. Согласно имеющимся данным, вес люстры составляет 1600 тонн.

Претерпел большие изменения интерьер здания: он стал богаче. К оформительским работам была привлечена ООО «Реставратор». Идея художественного оформления взята из первоначального проекта архитектора И.Гайнутдинова. Сегодня парадная лестница, ведущая на второй этаж, облицована гранитом и греческим мрамором, отделана бронзовыми вставками.

Мраморными стали и балясины, ограждения. На стенах центрального фойе – зеркала, украшенные резьбой по гипсу (ганч), лепнина; на потолке – художественная роспись с отдельными гипсовыми элементами, бронзовые люстры из чешского стекла; на полу – наборный паркет с национальным растительным орнаментом.

Отреставрированы Розовая и Зеленая гостиные.

Специалистам удалось восстановить некоторые утраченные подлинные детали, в том числе лепнину. Сочетание классических приемов оформления с национальными мотивами придает особый колорит интерьеру.

Есть и утраты. Так, специалисты в области изобразительного искусства считают большой потерей утрату двух панно узбекского художника Чингиза Ахмарова.

Преобразился зрительный зал театра. Кресла полностью заменили на более удобные. Правда, из-за реконструкции их стало несколько меньше. Вместимость зала уменьшилась с 1300 мест до 950 мест. Но если убрать оркестровую яму, их станет 1120.

Установлены трансформирующаяся оркестровая яма и удобные кресла. Изменился уклон зала, в результате чего удалось значительно улучшить видимость. Зал оборудован современной световой и акустической техникой. В гримерных появились санузлы и душевые кабины.

Театр остается шестиэтажным здание, внутри которого теперь есть лифт. Проведена реконструкция подвальных помещений, всего служебного комплекса, чердачного пространства – речь идет о надстройке чердачного помещения, общая площадь которого составила 4 тысячи квадратных метров. Здесь находятся репетиционные залы, которых так не хватало раньше.

Полностью обновлен фасад здания. Скульптуры, парапет над входом практически сделаны заново. Скульптуры пришлось спускать на землю. К воспроизведению фигур на центральном фасаде привлекался скульптор из Узбекистана Б.Балтыев.

Претерпели изменение памятники двум известным поэтам, расположенные в боковых нишах здания: памятник великому русскому поэту Александру Пушкину со стороны улицы, названной его именем, работы Н.Вентцеля и памятник поэту Габдулле Тукаю, которого в Казани называют татарским Пушкиным работы Е.Шулика (со стороны ул.Театральная).

Раньше они были из железобетона, к 1000-летию города скульптуры были отлиты на заводе ВНИИВОЛТ из бронзы.

В 2004 году в СМИ сообщалось, что реконструкция театра обойдется в 25  миллионов долларов. Во сколько обошлась реально, не сообщалось.

В результате проведенной реконструкции обустроена и прилегающая к театру территория. Вместо серого облупленного асфальта перед главным входом выложена цветная плитка, территорию украшают фигурные клумбы. Кстати, их оформлением занимался МУП трест «Горводзеленхоз». Облагорожен сквер, находящийся позади здания театра, отреставрирован фонтан.

К 1000-летию Казани на площади Свободы реконструировано еще одно старинное здание, справа от нас  Казанская ратуша (ул. Карла Маркса,33)

В разные годы своей истории оно называлось по-разному. Дворянское собрание (строительство особняка было завершено в 1849 году) – центр культурной и светской жизни аристократии XIX века.

24 августа 1842 года в городе разгорелся один из сильнейших в истории города пожар. Огонь уничтожил 1 309 домов, в том числе и здание Дворянского собрания. После пожара было принято решение сгоревшее сооружение не восстанавливать, а построить новое на Театральной площади (современная площадь Свободы). Первоначальный проект строительства был разработан архитектором Михаилом Петровичем Коринфским. Изменил проект архитектор Николай Ефимович Ефимов. Строительство, начатое в 1845 году, продолжалось 15 лет. Изменив проект М.П. Коринфского, Н.Ф. Ефимов придал зданию вид итальянского палаццо. Сооружение построено в редком для Казани архитектурном стиле неоренессанса. Внутренние помещения как в XIX, так и в XXI веке богато декорированы лепниной и позолотой.

Большой зал Дворянского собрания по своей акустике был одним из лучших в Казани (в этом заслуга архитектора М.П.Коринфского), а потому в нем проходили не только балы, но и концерты. В 1900 году в последний раз перед отъездом в Москву здесь выступал В.Качалов, через 9 лет пел Ф.Шаляпин. Дважды, в 1910 и 1916 годах, играл на рояле композитор-пианист С.В. Рахманинов, а в 1912 году А.Н. Скрябин. В 1914 году в зале состоялся вечер поэтов-футуристов, в котором приняли участие В.В.Маяковский, В.В. Каменский, Д.Д. Бурлюк.

Этот ритм, царивший в строении, был прерван в 1917 году. 26 октября в нем состоялось заседание Казанского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на котором было объявлено о передачи власти народу. После октябрьской революции здание передали Дому крестьянина, после Дому красноармейцев, а потом Дому Советской Армии и Дому офицеров.

В 1997 году в здании разместилась городская Ратуша. Была  проведена реставрация, большой зал восстановлен в прежнем виде. В качестве прекрасной концертной площадки зал потерян и на концерты казанцев и гостей столицы приглашают в соседнее здание.

Концертный зал имени С.Сайдашева (площадь Свободы,3). Государственный Большой концертный зал им. Салиха Сайдашева Государственный Большой концертный зал основан в 1996 году. В 2000 году залу присвоено имя композитора, основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева. (*25)

По замыслу архитекторов новое здание концертного зала стало примером взаимовлияния художественных традиций Востока и Запада. Основой композиции интерьера зрительного зала стал большой орган. Он был установлен в 1997 году, и, по отзывам зарубежных гостей, является одним из лучших инструментов в Европе. За годы своего существования ГБКЗ не раз становился центром общественно-политической жизни Татарстана: здесь проходили инаугурации президентов Республики Татарстан, общественные форумы, заседания Госсовета РТ и другие торжественные церемонии. Ежегодно, в 2021г в 10-й раз проходит Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая Сирень». За организацию фестиваля «Белая сирень» и внимание к наследию великого русского композитора художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра РТ  маэстро Сладковский в 2019 году был удостоен международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова».

 

Напротив Ратуши – Здание Казанского государственного технического университета им.Туполева (ул. Карла Маркса, 31/7)

Это одно из старинных зданий дореволюционной Казани. Дом на пересечении улиц Покровской и Театральной был построен в начале XIX века в стиле классицизма и первоначально представлял собой двухэтажное кирпичное строение Г-образной формы.

 Здесь была почтовая контора №31, строения и подсобные помещения которой (конюшни, сеновалы, каретники) занимали целый квартал. К началу XVIII века через Казань проходили почтовые пути из Москвы в Пермь, на Урал, в Сибирь. Сибирский тракт был трассой первой категории. Кроме того в здании размещались управление почтово-телеграфной связи Казанского округа, учрежденного в 1874 году, и первая телеграфная станция города.

В дальнейшем здание неоднократно перестраивали и дом приобрел парадно-праздничный вид. Таким мы видим здание сегодня. Ныне это пятый учебный корпус Казанского государственного технического университета им.Туполева. Трудно поверить, что «предком» величественного дома была невзрачная двухэтажная почтовая контора.

 Приблизительно на том месте, где сегодня находится здание Здание Правительства РТ (площадь Свободы,1) В 1895 году была построена первая в Казани электростанция.

Электростанция  принадлежала акционерному обществу «Газ и электричество». Она работала и на светильном газе, и на нефтяном горючем, и на древесном угле. Приметой этих мест в то время были вереницы крестьянских кошёвок (сани, на которые установлена большая плетеная корзина для перевозки груза). Можете представить себе эту картину сегодня?

Современное здание возводилось с середины 1950 годов по проекту архитекторов Г. Солдатова и П.Саначина. В 2000-х годах здание было полностью перестроено, от прежнего облика не осталось и следа. В настоящее время в здании располагается Аппарат Кабинетов Министров Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Правительство Республики Татарстан ,  Пресс-служба Президента Республики Татарстан и различные государственные комитеты и управления Госсовета РТ.

Ул. Тельмана, Касаткина. «Дома с античными героями»

Если вывести рейтинг домов, привлекающих наибольшее внимание тех, кто впервые оказался в Казани, и рядом в столбик выписать строения, которые коллективное бессознательное коренных казанцев старательно вытесняет, — точкой пересечения двух списков станет жилой комплекс «Ренессанс». Для кого-то это здание воплощает все самое ужасное, что есть в столице Татарстана, других, напротив, притягивает идея евразийского слияния западных мотивов и восточного размаха.

Компания «Антика» начала строительство «Ренессанса» в 2008 году. К тому моменту псевдоклассическая линия, ставшая центральным мотивом в творчестве «Антики» достигла апогея. В портфолио компании уже значились так называемый «Дом с кариатидами» на Касаткина, 15 (2003 г).  В 2006−2011 годах на территории от Фуксовского сада до Кремля «Антика» спроектировала и построила сразу несколько объектов, которые стали символом Казани XXI века: жилой комплекс «Дворцовая набережная» и Дворец земледельцев на месте снесенной ветхой застройки по улице Федосеевской и жилой комплекс «Ренессанс» на улицах Тельмана — Касаткина. Как скромно пишут на сайте компании, «фасады всех объектов стилизованы под ампир, барокко, классицизм».  Рыночная стоимость квадратного метра в самом престижном месте столицы превышает 500 тыс. рублей.

Обращаем Ваше внимание, что в нашей сети действует ограничение на бронирование:
Если до вашего заезда менее 3 дней вы сможете забронировать квартиру на 1 сутки
Менее 7 дней на двое суток
Менее 10 дней на 3 суток

Звоните нам и мы подберем для вас квартиру

О нас

Мы предлагаем вам варианты проживания в разных районах нашего города, у нас есть квартиры, как от экономного сегмента, так и "Евро" варианты в центре нашего Города. Хотим обратить Ваше внимание, что мы сдаём свои квартиры, а не занимаемся подбором жилья, а соответственно не берём с Вас и не закладываем в стоимость дополнительные комиссии. По дополнительному запросу, обеспечиваем трансфер с аэропорта или вокзала Вашего прибытия. У нас вы можете заказать экскурсии , как по городу, так и за его пределами.

Организациям и студентами предоставляются индивидуальные условия

Отзывы наших клиентов

В отзывах на своем сайте мы можем написать все, что угодно, как у других расписать какие мы красивые и умные, но вместо этого хочу вас заверить, что обращаясь к нам, вы 100% можете быть уверены в, том, что по приезду в наш город, вам не придется искать жилье заново. Мы предлагаем вам только наши квартиры, а не занимаемся подбором квартир!
Все фотографии соответствуют действительности. Если квартира эконом сегмента мы не выставляем фотографии из люксовых квартир.

На Авито вы можете ознакомиться с реальными отзывами

Также вы можете нас найти на любых других ресурсах по бронированию: суточно.ру, броневик.ру островок.ру букинг.ру арнби.ру